Неочевидные детали в «Матрице»: тайные послания и пасхалки

Многослойность фильма «Матрица» поражает: помимо основного сюжета, братья Вачовски нашпиговали его десятками скрытых деталей и пасхалок. Даже самые внимательные зрители при каждом новом просмотре находят что-то, чего не замечали раньше. Какие тайные послания спрятаны в культовом фильме, и зачем они там? Спустимся глубже в кроличью нору и раскроем неочевидные детали «Матрицы».

===========

Первое, что бросается в глаза искушённому зрителю, — обилие литературных и философских отсылок. Уже в начале фильма хакеру Нео на компьютер приходит загадочное сообщение: «Следуй за белым кроликом».

Неочевидные детали в "Матрице": тайные послания и пасхалки

Это явная отсылка к сказке «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, где Алиса следует за кроликом и попадает в другой мир. И правда — вскоре Нео видит татуировку белого кролика на плече девушки и, последовав за ней, встречает Тринити.

А чуть позже Морфеус прямо приветствует его фразой: «Добро пожаловать в пустыню реального». Эта фраза — цитата из философского трактата Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция», книги, которая тоже появляется в кадре. Именно внутри экземпляра «Симулякров…»

-2

Нео хранит свои нелегальные диски — символично, ведь содержание книги говорит об искусственной природе реальности. Кстати, Вачовски настолько ценили идеи Бодрийяра, что дали Киану Ривзу почитать этот труд перед съёмками, чтобы он проникся философией Матрицы. Отсылки к Алисе и Бодрийяру не случайны: фильм как бы говорит нам, что приключения Нео сродни путешествию в Страну Чудес, только чудеса эти технологические и пугающие, а основной вопрос — переосмысление границ реальности.

-3

Имена и названия в «Матрице» — отдельный пласт скрытого смысла. Корабль Морфеуса называется «Навуходоносор» (Nebuchadnezzar) — в Библии царь Навуходоносор II известен своими вещими снами, которые истолковывал пророк Даниил. Название отлично подходит судну, капитан которого одержим пророчеством об Избранном.

-4

Сам Морфеус носит имя древнегреческого бога сновидений — ведь именно он «пробуждает» Нео от сна Матрицы. Город последних свободных людей называется Зион (Zion) — то есть Сион, библейская обетованная земля. Эти параллели придают истории глубину: борьба людей против машин окрашивается в тона священной войны за родной Сион, а Нео воспринимается как мессианская фигура (недаром его хакерский псевдоним — анаграмма слова One, «Единый»).

-5

Ещё деталь: на металлической табличке внутри корабля «Навуходоносора» указан год выпуска — 2069 — и загадочная надпись «Mark III No. 11». Фанаты усмотрели здесь ссылку на Евангелие от Марка, глава 3, стих 11: «и духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий». Получается, табличка прямо называет Нео сыном Бога — очевидно, не случайный штрих.

-6

Создатели фильма позаботились и о визуальных пасхалках. Один из самых известных примеров — паспорт Томаса Андерсона (Нео), который агенты просматривают в начале. Если поставить видео на паузу, можно разглядеть дату окончания его действия: 11 сентября 2001 года. Фильм вышел весной 1999-го, задолго до печально известного дня, а потому такая дата выглядит почти мистическим совпадением. Ещё одна любопытная деталь — номер квартиры Нео в начале фильма: 101. В мире компьютеров 101 — двоичный код (число 5), но есть и другое прочтение: комната 101 — место из романа «1984» Джорджа Оруэлла, где скрывается самый страшный кошмар каждого.

-7

Нео живёт как раз в комнате №101. В Матрице он тоже пленник своего страха и одиночества. Неудивительно, что путь к истине для него начинается именно оттуда, когда за порогом появляется Тринити. А в финале первой части Нео погибает и возрождается уже в комнате 303 (в гостинице «Сердце города»). Число 303 можно символически связать с Троицей — и действительно, Тринити (чьё имя значит «Троица») играет ключевую роль в его возвращении к жизни. Такие числовые пасхалки почти незаметны при просмотре, но добавляют тонкий слой смысла для тех, кто всматривается.

-8

Не обходится и без культурных «шуток». Знаменитый зелёный код Матрицы, текущий по экрану, на самом деле составлен из зеркально отражённых букв, цифр и японских иероглифов катакана. Художник по спецэффектам открыл секрет: источником символов послужила кулинарная книга о суши, принадлежавшая его жене. То есть буквальная «начинка» Матрицы — это рецепты, зашифрованные в поток данных. Забавно и символично: даже в цифровом мире Матрицы корни — в реальности, просто хитро преобразованные.

-9

Ещё пример — сцена у Оракула, где маленький мальчик гнёт ложку силой мысли. Его фраза: «Ложки не существует» стала крылатой. Она отсылает к идеям восточной философии о том, что физический мир иллюзорен и податлив сознанию. Недаром дети, окружающие Оракула, выглядят как юные монахи — намёк на то, что перед нами не просто детские забавы, а обучение в духе буддийской мудрости посреди Матрицы.

-10

Есть в «Матрице» и невидимый на первый взгляд код, вплетённый в саму визуальную ткань фильма. Обратите внимание: все сцены, происходящие внутри Матрицы, окрашены в зеленоватые тона (словно вы смотрите на мир через поток зелёного кода). Напротив, кадры из реальности — холодные, с синеватым оттенком, подчёркивающим мрак и техногенность подземного мира. А в виртуальном тренировочном пространстве (Конструкте) преобладают нейтрально-жёлтые оттенки. Эта тонкая цветовая дифференциация помогает зрителю на подсознательном уровне понимать, в каком мире находится герой, даже без слов. Такой приём — своего рода визуальная пасхалка от операторов фильма, добавляющая глубины восприятию.

-11

Наконец, сами режиссёры оставили пару секретов для самых внимательных. Например, в сцене, где Нео впервые пытается увернуться от пуль на крыше, одна из камер замедленной съёмки ненадолго попадает в кадр — её можно увидеть рядом с дверью на крыше, но благодаря стремительности экшена зритель едва ли обратит внимание. А Тринити при побеге от агентов в начале фильма исчезает из телефонной будки буквально за долю секунды до того, как грузовик сминает её в лепёшку — на паузе видно, что кабина пуста за миг до столкновения. Эти технические хитрости не влияют на сюжет, но добавляют интереса тем, кто любит разбирать фильм по кадрам.

-12

«Матрица» наградила поклонников богатейшим материалом для разгадывания. Тайные послания — от философских цитат до скрытых чисел и намёков — делают просмотр фильма интерактивным опытом. Внимательный зритель словно становится сыщиком, раскрывающим замыслы авторов. Спустя более чем 20 лет многие из пасхалок стали известны, но, возможно, кое-что остаётся незамеченным и поныне. Ведь, как учит нас сама «Матрица», реальность многослойна, и за привычным всегда скрывается нечто большее, стоит лишь присмотреться. При следующем просмотре попробуйте задержать взгляд на фоне — вдруг заметите что-то новое и откроете для себя ещё один секрет великого фильма.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях