Многослойность фильма «Матрица» поражает: помимо основного сюжета, братья Вачовски нашпиговали его десятками скрытых деталей и пасхалок. Даже самые внимательные зрители при каждом новом просмотре находят что-то, чего не замечали раньше. Какие тайные послания спрятаны в культовом фильме, и зачем они там? Спустимся глубже в кроличью нору и раскроем неочевидные детали «Матрицы».
===========
Первое, что бросается в глаза искушённому зрителю, — обилие литературных и философских отсылок. Уже в начале фильма хакеру Нео на компьютер приходит загадочное сообщение: «Следуй за белым кроликом».
Это явная отсылка к сказке «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, где Алиса следует за кроликом и попадает в другой мир. И правда — вскоре Нео видит татуировку белого кролика на плече девушки и, последовав за ней, встречает Тринити.
А чуть позже Морфеус прямо приветствует его фразой: «Добро пожаловать в пустыню реального». Эта фраза — цитата из философского трактата Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция», книги, которая тоже появляется в кадре. Именно внутри экземпляра «Симулякров…»
Нео хранит свои нелегальные диски — символично, ведь содержание книги говорит об искусственной природе реальности. Кстати, Вачовски настолько ценили идеи Бодрийяра, что дали Киану Ривзу почитать этот труд перед съёмками, чтобы он проникся философией Матрицы. Отсылки к Алисе и Бодрийяру не случайны: фильм как бы говорит нам, что приключения Нео сродни путешествию в Страну Чудес, только чудеса эти технологические и пугающие, а основной вопрос — переосмысление границ реальности.
Имена и названия в «Матрице» — отдельный пласт скрытого смысла. Корабль Морфеуса называется «Навуходоносор» (Nebuchadnezzar) — в Библии царь Навуходоносор II известен своими вещими снами, которые истолковывал пророк Даниил. Название отлично подходит судну, капитан которого одержим пророчеством об Избранном.
Сам Морфеус носит имя древнегреческого бога сновидений — ведь именно он «пробуждает» Нео от сна Матрицы. Город последних свободных людей называется Зион (Zion) — то есть Сион, библейская обетованная земля. Эти параллели придают истории глубину: борьба людей против машин окрашивается в тона священной войны за родной Сион, а Нео воспринимается как мессианская фигура (недаром его хакерский псевдоним — анаграмма слова One, «Единый»).
Ещё деталь: на металлической табличке внутри корабля «Навуходоносора» указан год выпуска — 2069 — и загадочная надпись «Mark III No. 11». Фанаты усмотрели здесь ссылку на Евангелие от Марка, глава 3, стих 11: «и духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий». Получается, табличка прямо называет Нео сыном Бога — очевидно, не случайный штрих.
Создатели фильма позаботились и о визуальных пасхалках. Один из самых известных примеров — паспорт Томаса Андерсона (Нео), который агенты просматривают в начале. Если поставить видео на паузу, можно разглядеть дату окончания его действия: 11 сентября 2001 года. Фильм вышел весной 1999-го, задолго до печально известного дня, а потому такая дата выглядит почти мистическим совпадением. Ещё одна любопытная деталь — номер квартиры Нео в начале фильма: 101. В мире компьютеров 101 — двоичный код (число 5), но есть и другое прочтение: комната 101 — место из романа «1984» Джорджа Оруэлла, где скрывается самый страшный кошмар каждого.
Нео живёт как раз в комнате №101. В Матрице он тоже пленник своего страха и одиночества. Неудивительно, что путь к истине для него начинается именно оттуда, когда за порогом появляется Тринити. А в финале первой части Нео погибает и возрождается уже в комнате 303 (в гостинице «Сердце города»). Число 303 можно символически связать с Троицей — и действительно, Тринити (чьё имя значит «Троица») играет ключевую роль в его возвращении к жизни. Такие числовые пасхалки почти незаметны при просмотре, но добавляют тонкий слой смысла для тех, кто всматривается.
Не обходится и без культурных «шуток». Знаменитый зелёный код Матрицы, текущий по экрану, на самом деле составлен из зеркально отражённых букв, цифр и японских иероглифов катакана. Художник по спецэффектам открыл секрет: источником символов послужила кулинарная книга о суши, принадлежавшая его жене. То есть буквальная «начинка» Матрицы — это рецепты, зашифрованные в поток данных. Забавно и символично: даже в цифровом мире Матрицы корни — в реальности, просто хитро преобразованные.
Ещё пример — сцена у Оракула, где маленький мальчик гнёт ложку силой мысли. Его фраза: «Ложки не существует» стала крылатой. Она отсылает к идеям восточной философии о том, что физический мир иллюзорен и податлив сознанию. Недаром дети, окружающие Оракула, выглядят как юные монахи — намёк на то, что перед нами не просто детские забавы, а обучение в духе буддийской мудрости посреди Матрицы.
Есть в «Матрице» и невидимый на первый взгляд код, вплетённый в саму визуальную ткань фильма. Обратите внимание: все сцены, происходящие внутри Матрицы, окрашены в зеленоватые тона (словно вы смотрите на мир через поток зелёного кода). Напротив, кадры из реальности — холодные, с синеватым оттенком, подчёркивающим мрак и техногенность подземного мира. А в виртуальном тренировочном пространстве (Конструкте) преобладают нейтрально-жёлтые оттенки. Эта тонкая цветовая дифференциация помогает зрителю на подсознательном уровне понимать, в каком мире находится герой, даже без слов. Такой приём — своего рода визуальная пасхалка от операторов фильма, добавляющая глубины восприятию.
Наконец, сами режиссёры оставили пару секретов для самых внимательных. Например, в сцене, где Нео впервые пытается увернуться от пуль на крыше, одна из камер замедленной съёмки ненадолго попадает в кадр — её можно увидеть рядом с дверью на крыше, но благодаря стремительности экшена зритель едва ли обратит внимание. А Тринити при побеге от агентов в начале фильма исчезает из телефонной будки буквально за долю секунды до того, как грузовик сминает её в лепёшку — на паузе видно, что кабина пуста за миг до столкновения. Эти технические хитрости не влияют на сюжет, но добавляют интереса тем, кто любит разбирать фильм по кадрам.
«Матрица» наградила поклонников богатейшим материалом для разгадывания. Тайные послания — от философских цитат до скрытых чисел и намёков — делают просмотр фильма интерактивным опытом. Внимательный зритель словно становится сыщиком, раскрывающим замыслы авторов. Спустя более чем 20 лет многие из пасхалок стали известны, но, возможно, кое-что остаётся незамеченным и поныне. Ведь, как учит нас сама «Матрица», реальность многослойна, и за привычным всегда скрывается нечто большее, стоит лишь присмотреться. При следующем просмотре попробуйте задержать взгляд на фоне — вдруг заметите что-то новое и откроете для себя ещё один секрет великого фильма.