Какой будет работа будущего? При быстром технологическом и экономическом развитии, бывает довольно сложно уследить за тем, что происходит в мире, или предсказать в какой карьере вы преуспеете через несколько десятилетий.
Но даже если предсказывание конкретной работы является бесполезным делом, в Институте Будущего считают, что уже сейчас можно развить в себе некоторые полезные навыки, чтобы подготовить себя к успешной карьере в будущем. Вот те широкие навыки, которые помогут работникам приспособиться к меняющимся перспективам карьеры будущего.
1. Умение осмысливать – это способность определять более глубокое значение или важность того, что высказывается.
По мере того, как умные машины захватывают рутинное производство и сферу услуг, будет наблюдаться рост спроса на такие навыки, которые машины не могут выполнять так же хорошо, как люди. К ним относятся мыслительные навыки высшего уровня, которые трудно закодировать.
Умение осмысливать помогает нам создавать уникальное понимание, которое имеет важное значение для принятия решений. Когда шахматный суперкомпьютер одержал победу над чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым, многие посчитали это знаком того, что компьютер обладает высшими мыслительными навыками. Но суперкомпьютер выиграл только за счет грубых расчетов, то есть способности оценивать миллионы возможных ходов за секунду, но не применяя тот человеческий интеллект, который помогает нам жить.
Компьютер может победить человека в шахматах, но не может принимать решение. Несмотря на большие достижения в искусственном интеллекте, мыслительный процесс все еще остается загадкой, а критическое осмысливание станет тем навыком, в котором мы все больше будем испытывать потребность на работе.
2. Социальный интеллект – это способность устанавливать связи с другими на глубоком уровне, чувствовать и стимулировать реакцию и желаемое взаимодействие.
Несмотря на то, что сейчас разрабатываются прототипы эмоциональных роботов, диапазон социальных навыков и эмоций, которые они могут выражать, довольно ограничен. Чувства являются столь же сложными, что и осмысливание, а машины, которые мы строим, не являются социальными или эмоциональными существами.
Работники, обладающие социальным интеллектом, могут быстро распознать эмоции других людей и приспособить свои фразы, интонацию и жесты соответственно. Это всегда были ключевыми навыками для работников, которым нужно сотрудничать и строить отношения доверия, но еще более важно при взаимодействии в больших группах людей в разной обстановке. Эмоциональный и социальный интеллект развивался на протяжении тысячелетий, в течение которых мы находились в группах, и будет оставаться важным навыком, давая людям преимущество перед машинами.
3. Инновационное и адаптивное мышление –умение мыслить и выдвигать решения и ответы, которые выходят за рамки механического запоминания и правил.
Последнее исследование, проведенное Массачусетским технологическим институтом, показало, что за последние три десятилетия в США возможности работы все больше концентрируются в высококвалифицированных, высокооплачиваемых профессиональных, технических и управленческих профессиях и в малоквалифицированных профессиях в сферах питания и ухода за собой. Высококвалифицированная работа включает в себя абстрактные задачи, а малоквалифицированная - задачи, требующие работы рук. У обеих категорий задач есть кое-что общее, а именно, ситуационная адаптивность- то есть умение отвечать на неожиданные обстоятельства момента. Так, для того, чтобы написать убедительный правовой документ или создать новое блюдо из имеющихся ингредиентов требуется инновационное мышление и умение приспосабливаться, что будет высоко цениться в последующие десятилетия.
4. Кросс-культурная компетенция – способность работать в различных культурных средах.
В нашем глобально связанном мире, работникам нужно уметь работать в любой среде, в которой они оказываются. Это требует определенных информационных ресурсов, таких как лингвистические навыки, а также умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, чувствовать и отвечать на новое содержание.
Кросс-культурная компетенция станет важным навыком для многих работников. В организациях все больше рассматривают многообразие в качестве двигателя новаторства. Последние исследования показали, что группа становится по настоящему интеллектуальной и передовой, если в ней собираются люди разных возрастов, обладающих разными навыками, из разных направлений, обладающих разным мышлением и стилем работы.
Потому в ближайшие несколько десятилетий многообразие станет основой прочности в организации. Успешные работники должны выявлять и обговаривать точки соприкосновения (общие цели, приоритеты), преодолевать разногласия, строить отношения и эффективно работать вместе.
5. Компьютерное мышление - способность переводить большое количество данных в абстрактные понятия и понимать ход мыслей, основанных на данных.
По мере того, как количество данных, имеющихся у нас в наличии, растет в геометрической прогрессии, все больше профессий будут требовать навыки компьютерного мышления, для того, чтобы интерпретировать эту информацию. Язык программирования для новичков и технологии, обучающие основам программирования виртуального мира, помогут нам воздействовать на нашу среду и улучшить взаимодействие. Так например, при приеме на работу будут цениться такие навыки, как умение делать статистический анализ. Но работником следует знать, что у этого навыка есть и свои ограничения. Нужно понимать, что модель - это всего лишь приблизительная действительность, а не сама действительность. И к тому же, работникам нужно уметь работать в отсутствии данных, даже когда нет алгоритма решения.
6. Грамотность в области новых медиа-технологий - способность критически оценивать и разрабатывать содержание, используя новые формы средств массовой информации для убеждающего информационного взаимодействия.
Взрыв пользовательского СМИ, включая видео, блоги и подкастинг, которые сейчас главенствуют в нашей социальной жизни, будет особенно ощутимым в ближайшие десятилетия. Следующим поколениям работников нужно будет хорошо разбираться в таких формах медиа, как видео, уверенно создавать и представлять свою собственную визуальную информацию. Так как визуально стимулирующая информация становиться нормой, работникам нужны все более сложные навыки для того, чтобы убедить аудиторию.
7. Трансдисциплинарность – грамотность и способность понимать концепции в разных отраслях знаний.
Многие из сегодняшних мировых проблем, таких как, например, перенаселение и глобальное потепление, слишком сложны для того, чтобы их смогла решить какая-то одна область знаний. Эти многогранные проблемы требуют трансдисциплинарных решений. Можно уже заметить появление новых областей знаний, таких как нанотехнологии, которая объединяет молекулярную биологию, биохимию, белковую химию и другие специальности. Этот сдвиг имеет серьезные последствия для того набора навыков, которыми должен будет обладать работник в организациях. Трансдисциплинарность - это не просто объединение специалистов из разных областей, а обучение исследователей, которые смогут говорить на языке разных дисциплин. Идеальный работник будущего должен обладать глубокими знаниями в одной области, но уметь общаться на языке более широкого круга областей знаний. Это требует любознательности и желания учиться и после формального образования.
8. Конструктивный склад ума – способность представлять и развивать задачи и процессы работы для желаемого результата.
Открытия в нейронауке делают упор на то, как глубоко наша физическая среда влияет на наше познание. В последнем исследовании обнаружили, что высота потолка влияет на природу мышления. Участников исследования попросили оценить свое состояние или чувства, когда те находились в комнате с высоким или низким потолком. Те, кто находился в комнате с высоким потолком, отвечали более одобрительно на слова "свобода", "неограниченный" и "открытый", в то время как в группе с низким потолком люди описывали себя словами, ассоциирующими с ограничениями.
Работникам будущего нужно будет развивать навыки для распознавания того типа мышления, которое нужно для разных задач, и вносить изменения в свои условия работы для того, чтобы улучшить способность выполнять эти задачи.
9. Когнитивное управление нагрузкой – умение выделять и фильтровать информацию по важности и понимать, как извлечь максимум пользы из когнитивного функционирования, используя различные техники.
В мире, богатом информацией в разных форматах и из различных устройств, когнитивная перегрузка становится актуальной. Организации и работники смогут извлечь выгоду из массового потока данных, только если они смогут ее эффективно фильтровать и концентрироваться на том, что действительно важно. Следующему поколению работников нужно будет разрабатывать свои техники для решения проблемы когнитивной перегрузки и научиться использовать новые инструменты для того, чтобы справиться с натиском информации.
10. Виртуальное сотрудничество – способность работать продуктивно, побуждать участие и демонстрировать присутствие в качестве члена виртуальной команды.
Технологии связи значительно облегчили работу, обмен идеями и продуктивность, несмотря на физическое разделение. Но в виртуальном мире также требуются свои навыки. Человеку в виртуальной команде нужно разработать стратегии того, как вовлекать и мотивировать рассредоточенную группу.
Так технологии, применяемые в компьютерных играх, могут быть довольно эффективными в больших виртуальных сообществах. Обеспечение платформ для совместной работы, типичных для игр, таких как немедленная обратная связь, четкие цели и ряд задач, разделенных на стадии, может стимулировать участие и мотивацию.
Также члены виртуальной команды должны научиться находить ту среду, которая будет способствовать продуктивности и благополучию, чтобы преодолеть изоляцию, связанную с отсутствием доступа к центральному рабочему месту.