Непонятное поведение Франческо Скеттино (Francesco Schettino) после того, как круизный лайнер "Costa Concordia", капитаном которого он являлся, сел на мель, вызвало в обществе широкий резонанс и публичное осуждение. Но истории известно множество примеров, когда в бедственном положении человека охватывает паралич. К сожалению, именно такая реакция организма очень часто является естественной и неизбежной в стрессовой ситуации.
Бросил ли капитан тонущий корабль по собственной воле за четыре часа до завершения эвакуации или же, исходя из его собственных слов, "споткнулся и упал" в шлюпку, которая в итоге и спасла его?
Какой бы версии не придерживаться, когда лайнер Costa Concordia пошел ко дну у тосканского побережья Италии, сложно отрицать, что человек, который, по сути, и был виноват в катастрофе, проигнорировал морской закон о том, что женщин и детей необходимо спасать первыми. Пассажиры сообщили, что на борту царил полный хаос, и никто из экипажа не знал, что делать. Ясно одно: паника взяла верх над здравым смыслом. Почти каждый из нас способен запаниковать в той или иной ситуации. Довольно сложно сказать наверняка, как мы отреагируем, когда неожиданно нас настигнет беда.
Представьте себе, вы у себя дома поздно ночью, совсем один, и вдруг слышите громкий шум из кухни. В доли секунды, ваше сердце начинает бешено колотиться. Вы дышите быстрее, во рту становится сухо, и вы чувствуете слабость, кровь в теле начинает интенсивно поступать в мышцы.
Внезапный стресс оказывает непосредственное влияние на гипоталамус мозга. В связи с этим начинается интенсивная откачка гормонов, которая напрямую влияет на состояние гипофиза. В течение нескольких секунд, он посылает сигналы в кровь, в надпочечники. Они начинают вырабатывать гормоны стресса - кортизол и адреналин, подготавливая организм к борьбе со стрессовой ситуацией в виде побега.
Но не всегда человек может убежать. Вероятно, вас парализует от страха, и на деле, вы, скорее всего, будете сидеть неподвижно. Такое состояние и может быть объяснением 68-минутной задержки капитана в реагировании подобающим образом, то есть он не смог вовремя дать приказ о том, чтобы покинуть судно, после того, как оно напоролось на рифы у острова Giglio.
Этот атавистический инстинкт является частью эволюции человека, именно он помогал ему выживать в самые сложные моменты. Наибольший шанс выжить и не быть съеденным противником на начальном этапе развития нашего социума получали именно те, кто сохранял полную неподвижность и спокойствие. Хищник нападет на вас с большей вероятностью, если вы совершаете резкие движения и делаете попытку бежать. В панике многие похожи на беззащитных кроликов, обездвиженных страхом, как будто впереди вы видите фары быстро приближающегося на скорости автомобиля, а сделать ничего не можете. Страх парализует и обездвиживает.
В одном из районов Тосканы, во флорентийской церкви Санта Мария Новелла, есть шокирующая фреска Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio). Его статуя изображает убиение младенцев солдатами всем известного правителя Ирода и панику вифлиемских женщин. Кричащая мать неистово хватает за волосы римского солдата, когда он убивает младенцев. Повсюду лежат отрубленные головы и изуродованные конечности, а лошади воинов увязли в крови детей. Но в этой картине удивляет другое: группа женщин с младенцами на руках стоят и смотрят на разворачивающийся перед их глазами ужас. Казалось бы, они могли бы легко бежать через неохраняемый выход сквозь триумфальную арку позади них. Но страх обездвижил их, полностью лишил воли.
Такая парализующая реакция может легко овладеть любым из нас в момент сильного потрясения или испуга. Возможно, это именно то, что случилось со Скеттино? Всего лишь час назад он был горд тем, что является капитаном такого судна, демонстрировал один из крупнейших пассажирских судов на плаву, был ответственным за всё это великолепие.
На его плечи легла ответственность за 3000 жизней пассажиров и более 1000 жизней членов экипажа. Вдруг случайная ошибка или роковое стечение обстоятельств привели к тому, что предмет его гордости - это прекрасное судно, было повреждено настолько, что так много людей оказалось в опасности. Неподвижность Скеттино в спасательной шлюпке и его бессвязный разговор с береговой охраной, несомненно, можно объяснить тем, что его мозг, отказался действовать подобающим образом, когда капитан оказался в стрессовой ситуации. Об этом свидетельствует и запись его не совсем вразумительных ответов, когда на приказ береговой охраны вернуться на судно и быть до последнего с командой и пассажирами, капитан отвечал отказом. Крики паникующих людей сбивают с толку и, конечно же, не способствуют рациональным ответам, а тем более, действиям.
Томасу Хайгейту (Thomas Highgate) было всего 17, когда он стал свидетелем резни в битве под Монсе в 1914 году. Более 7000 солдат были убиты, ему удалось бежать. Чуть позже Томас был найден парализованным от страха, дрожащим в одном из деревенских сараев. Всего лишь через 35 дней после начала Первой Мировой войны, он был расстрелян на рассвете. К сожалению, такие солдаты были обречены называться трусами, и практически каждый из них был расстрелян. Однажды один из врачей высказался о подобных людях таким образом: "Мне не хочется оказывать им помощь, потому что я ненавижу трусов. И я, действительно, надеюсь, что такие люди будут расстреляны".
Еще очень давно один римлянин Квинт Тертуллиан (Quintus Tertullian) , автор христианских изданий, утверждал, что трусы наказывают сами себя больше, чем кто –то может их наказать.
Между тем, Мишель де Монтень (Michel de Montaigne), известный писатель эпохи французского Возрождения, рассказывает, про некоего господина де Вервена (De Vervins), который в момент паники, будучи окруженным войсками противника, просто сдал крепость Булонь солдатам. Де Вервен безоговорочно был приговорен к смерти за трусость. Однако Монтень высказывает на этот счет другую точку зрения: это было несправедливо обвинить солдат в недостатке мужества. По его утверждению, нужно научиться видеть различие между "ошибками, которые естественным образом являются результатом недостатка твердости и уверенности и явной трусостью, которая зачастую перетекает в предательство и злобу". Недостаток решимости, говорит он, это, как правило, то, чем природа наделяет практически каждого человека, за весьма редким исключением.
Бедный капитан Скеттино на сегодняшний день является человеком, в чей адрес поступает множество угроз, и которому вполне реально грозит до 12 лет лишения свободы за то, что подверг стольких людей опасности. Однако самое страшное наказание, которое грозит ему это, в первую очередь, тот позор, обеспеченный до конца дней. Страшнее такого наказания для человеческого ума нет ничего.
Стоит отметить, что паника на борту тонущего корабля так же опасна, как и на поле боя. Но самое страшное, это то, что она заразна и передается молниеносно другим. На Хэллоуин 1938 года, колумбийское радио в целях повеселить народ, стало активно распространять слухи о вторжении марсиан на территорию Нью-Джерси. Это были лишь слухи, вымысел, основанный на публикации в то время "Войны миров" Герберта Уэллса. Но американцы и канадцы, услышав такое по радио, прекратили всякую деятельность, и в панике покидали свои дома после шокирующей "новости", бросая всё и прихватив с собой лишь самые необходимые вещи.
Известен случай, когда известный всеми уважаемый хирург оперировал человека. И вдруг ситуация вышла из-под контроля. Пациент стал истекать кровью прямо на операционном столе. Брюшная полость в считанные секунды наполнилась кровяной массой. Бледный от страха доктор был не в состоянии справиться с чрезвычайной ситуацией.
В такой ситуации, ключевым и самым важным оборудованием в операционной становится обыкновенный стул, который должен находиться на расстоянии не ближе пяти метров от операционного стола. Как только кровотечение пациента останавливают, этот невзрачный предмет мебели становится жизненно важным для самого врача. Хирург садится на стул и по крайней мере 10 минут проводит в полной тишине. Когда его собственный пульс и артериальное давление приходит в норму, а когда спокойствие восстановлено, работа может быть возобновлена. После того, как паника заканчивается, и врач продолжает операцию, всё начинает идти своим чередом.
Так же как и в операционной, на борту корабля очень важную роль играет темперамент человека, то, как он способен вовремя взять себя в руки и справиться с ситуацией. Тогда вполне возможно, и другие члены экипажа частично несут ответственность за катастрофу Costa Concordia. Тем более удивительно читать высказывание Марио Паломбо (Mario Palombo), который ранее являлся командиром этого корабля: "У меня всегда было свое мнение относительно Скеттино. Это правда, он был вторым по значимости на корабле, но не отрицаю, что этот человек редкостный сорвиголова. Не раз мне приходилось ставить его на место". И если это правда, то почему же все эти замечания не учли еще до того, как Скеттино был назначен командиром судна? Ведь тогда подобной трагедии можно было избежать.
Большие корабли обладают особой магией. Те, кому посчастливилось быть приглашенным на такие лайнеры, могли наблюдать их величие и красоту. Огромные корабли поражают не столько своими размерами, сколько видимостью того, что им всё по плечу, что они неуязвимы, непотопляемы. Современные лайнеры оснащены всем необходимым для длительного и максимально комфортного путешествия. Создателями таких плавучих средств предусмотрено наличие огромных кают, ресторанов, баров, спортивных залов и даже бассейна. Но эти плавучие гостиницы требуют сильного руководителя, капитана, который может командовать всем этим великолепием. Это должен быть человек с лидерскими качествами, у которого за плечами огромный опыт работы, он должен быть ответственным, исполнительным, серьезным, способным принимать важные решения в самый сложный момент.
Однако, всем нам хорошо известна трагедия «Титаника». Это яркое напоминание того высокомерия, с которым человек создавал этот корабль, чтобы переиграть окружающую среду и природу. Это отличный, но грустный пример того, что чем мощнее и сильнее созданная людьми техника, тем больше вероятность того, что что-то может пойти не так. Самое страшное в подобных экспериментах, это, к сожалению, то, что приходиться платить слишком дорогую цену за мимолетное удовольствие.