Микробы, проживающие в наших животах, могут говорить нам больше есть, они могут определять, сколько нам двигаться и когда расстраиваться или беспокоиться. Иными словами, бактерии нашего кишечника контролируют жизнь человека больше, чем когда-либо предполагалось.
Согласно полученным данным, опубликованным в журнале Nature, исследователи сообщают о наличии связи между кишечными бактериями и развитием рассеянного склероза у мышей. Также специалисты изучали связь кишечных бактерий с ожирением, депрессией и некоторыми другими проблемами. Таким образом, полученные данные напрямую говорят о том, что бактерии, обитающие внутри нас, не только помогают пищеварительной системе.
"Было замечено, что люди, страдающие от ожирения, несут в себе различные виды кишечных бактерий", - говори Роб Найт (Rob Knight), специалист университета Колорадо. "Причем, количество видов бактерий значительно ниже у тучных людей по сравнению со здоровыми".
Эта же особенность была замечена и у мышей. В одном из экспериментов эксперты обнаружили, что в кишечнике тучных мышей содержится гораздо меньше бактерий, перерабатывающих пищу, именно по этой причине в организме таких мышей задерживается больше жира, и, следовательно, они быстрее набирают вес.
Еще более странным специалистам показался тот факт, что "перенос" бактерий из кишечника тучных мышей в кишечник обычным мышам заставил последних есть больше. "Они не стали извлекать больше энергии из пищи, они стали просто больше есть", - продолжил Найт. "В нашем организме микробных клеток больше, чем клеток мозга, поэтому, вполне возможно, когда приходит время заказа обеда в ресторане, за вас думает совсем не мозг".
Если кишечные бактерии могут "сказать" мозгу мыши есть больше, то могут ли они оказывать еще какое-то влияние на мозг? Специалисты отвечают утвердительно на этот вопрос. "Сейчас мы прослеживаем четкую связь между деятельностью «кишечного сообщества» и поведением человека", - говорит Найт.
Проведенные эксперименты выявили существенные различия между двумя группами мышей, у одной из которых никаких микробов не было в кишечнике вообще, а у второй их уровень был в норме. Мыши, получавшие бактерии «пробиотики», продемонстрировали активацию в мозге работу генов, благодаря которым у них происходило общее снижение степени тревожности, а также снижение уровня гормонов стресса в организме. Ничего подобного не наблюдалось у мышей, которые не получали никакого «лечения».
Таким образом, эффект работы кишечных бактерий распространился на решение проблем, не связанных с пищеварительной системой. В данном исследовании специалисты также изучали, как у мышей развивается болезнь, похожая на человеческий рассеянный склероз. В итоге, мыши, в кишечнике которых не было бактерий, никогда не показывали симптомов заболевания. Как только им ввели один вид бактерий, практически сразу появились признаки болезни.
"Я полагаю, что наше исследование действительно демонстрирует важность кишечной микрофлоры на начальной стадии заболевания", - говорит ведущий специалист исследования из института Макса Планка Гурумурти Кришнамурти (Gurumoorthy Krishnamoorthy). Безусловно, человека невозможно изолировать от микробов полностью, однако, результаты показывают, что они являются одними из главных игроков при развитии рассеянного склероза. В настоящий момент команда экспертов занимается выявлением того, какие именно виды микробов принимают участие в развитии человеческого рассеянного склероза.
Если кишечное сообщество микробов играет важную роль для нашего здоровья, что мы могли бы сделать для поощрения роста тех бактерий, которые ответственны за предотвращение ожирения или развитие какого-либо заболевания?
Одним из вариантов, по мнению Кришнамурти, может быть принятие пробиотиков, следование специфической диете, а также сведение к минимуму потребление антибиотиков.