Знакомая картина, когда в постпраздничный период люди приходят в магазины в надежде вернуть нежеланный подарок или же когда они приходят использовать свои подарочные карты. Но дарители подарков могли бы избежать таких проблем, просто спросив у человека, какому подарку он был бы рад.
Такая тактика помогает избежать того, что экономисты называют "безвозвратные потери" дарения. Это приводит к появлению нелюбимых свитеров, безвкусных безделушек и странных гаджетов, которые принимаются с натянутой улыбкой. И на лицо разница между тем, сколько денег потратил даритель на такой подарок и как на самом деле дорог этот подарок получателю. При этом исследования показывают, что люди очень мало знают об искусстве дарения подарков, несмотря на наличие опыта в прошлом.
"Я не думаю, что многие люди удивляются, когда видят на следующий день после рождества очереди желающих вернуть полученные подарки", - говорит Кристин Принсипи (Kristine Principe), экономист в университете Ниагары в Нью-Йорке.
Многие люди, которые тратят большие суммы на подарки, полагают, что более щедрый подарок окупится вдвойне благодарностью его получателей. Тем не менее, исследование 2009 года, опубликованное в журнале Экспериментальной социальной психологии (Journal of Experimental Social Psychology), обнаружило отсутствие какой-либо связи между ценой подарка и фактическим уровнем признательности среди получателей.
Взвешивание ущерба
В исследовании, проводимом в 2009 году, Принсипи и Джозеф Эйзенхауэр (Joseph Eisenhauer), экономист государственного университета в Дейтоне, штат Огайо, изучали подарки, полученные 105 респондентами, которые в основном были студентами. При этом, количество парней и девушек было приблизительно одинаковое.
Но в отличие от предыдущих исследований, в которых получателей просили оценить, сколько заплатил за их подарок даритель, в данном исследовании, специалисты предоставили получателям подарков каталоги магазинов, чтобы они могли узнать их точную цену.
Разница между тем, какую сумму получатель заплатил бы за подарок и его фактической стоимостью, была очевидна. В среднем получатель ошибался не в пользу дарителя, называя сумму на 7 процентов меньше рыночной стоимости подарка, а в случае с подарочными картами, ситуация была еще более плачевной, процент ошибки составлял 14, вероятнее всего это было связано с тем, что подарочная карта – это привязка к определенному магазину, не говоря уже о сроках годности многих таких карт.
Многие люди прибегают к подарочным картам, выбирая их как компромисс, поскольку не знают, что хочет получатель или же он слишком застенчив для того, чтобы подарить наличные. Согласно данному исследованию, этот выбор может оказаться одним из худших вариантов подарка.
Подарки, в цене которых получатели ошибались больше всего, относились к категории аксессуаров, здесь уровень их недооценки достигал 25 процентов. К таким подаркам относились кошельки и ремни, книги, кухонные гаджеты, музыкальные инструменты и т.д.
Стоит отметить, что наибольшие потери в ценности (минус 12-24 процента от реальной стоимости) получали подарки, полученные от подруг, супругов, бабушек и дедушек, а также других родственников. Наименьшие потери "ощутили" подарки от родителей (6-10 процентов от стоимости). Но часть вины за эти потери можно возложить и на самих получателей. Большинство потерь на себе ощутили подарки для мужчин и младших членов семьи, но не подарки для женщин и пожилых получателей. "Наши данные свидетельствуют о том, что женщины все-таки лучше осведомлены о том, что они хотят получить в подарок", - отметил Принсипи.
Что же делать
Несмотря ни на что, все же есть несколько способов сократить безвозвратные потери рождественского сезона. Во-первых, можно попросить получателя составить список желаемых им подарков, если он не хочет говорить о своих предпочтениях напрямую. Во-вторых, избегая компромисса подарочных карт, можно попытаться получше узнать получателя, это будет отличный способ и закрепить отношения, и подобрать необходимый подарок.
"В нашем обществе живут сильные культурные традиции дарения", - отмечает Принсипи. "Самый верный способ избежать безвозвратных потерь – это знать предпочтения получателя".