Исследования немецких ученых представили доказательства, показывающие, что мозг городского и сельского жителя по-разному воспринимает стрессовые ситуации. Жители крупных городов реагируют на стресс более болезненно, чем жители сел и маленьких городов. Более того, их нейрофизиологические реакции на стресс настолько интенсивны, что они могут привести к деструктивным изменениям в головном мозге.
Город и деревня – это два разных мира. Вместо шума листьев грохот автострады, вместо травы и деревьев – джунгли из небоскребов, вместо узкого круга друзей тысячи равнодушных и чужих лиц на улицах и в метро. Не существует никаких сомнений относительно того, что люди, которые выросли в тихой деревенской глуши, сильно отличаются от городских жителей. Говоря об этом, имеются в виду привычки, темп жизни и, возможно, некоторые психологические характеристики. Однако, как обнаружили немецкие исследователи, различий гораздо больше. Мозг горожанина функционирует иначе, чем мозг человека, живущего в сельской местности.
Наблюдаемые различия совсем не в пользу городской жизни. Ранее ученые обнаружили, что среди тех, кто родился и вырос в городах, риск развития шизофрении в два раза выше. Хотя механизмы развития этого психического расстройства все еще плохо понимаются, в данном случае цифры говорят сами за себя. Не удивляет также и тот факт, что риск развития тревожных расстройств у сельского человека на 21 процент ниже. Более того, городские жители страдают от перепадов настроения на 40 процентов чаще, чем сельские жители.
Однако, последние результаты удивили даже опытных ученых. Сотрудники Гейдельбергского университета в Германии с помощью техники функциональной магнитно-резонансной томографии исследовали реакцию на стресс у людей, проживающих в различных областях и регионах. Данный вид томографии позволяет записывать деятельность той или иной области головного мозга.
В данном случае целью ученых было выяснить, как мозг участника эксперимента реагирует на стрессовую ситуацию. Пятьдесят добровольцев решали арифметические задачи, при этом они были ограничены во времени. Экспериментаторы намеренно нагнетали обстановку и заставляли участников беспокоиться о том, что они не успеют справиться с задачей. В дополнении к изменениям в мозговой деятельности, индикаторами стресса служили также изменения частоты сердечных сокращений, кровяное давление и выработка конкретных "гормонов стресса".
Участников эксперимента разделили на три группы: сельские жители, жители малых городов с населением в десятки тысяч и жители крупных городов, с численностью населения более 100000 человек. Люди из разных групп показали существенно отличающиеся друг от друга реакции на стресс.
Во-первых, в условиях стресса, у городских жителей наблюдалась чрезмерная активность миндалевидных желез. Миндалина, которая расположена в обоих полушариях головного мозга в височных долях, является частью лимбической системы и отвечает за регулирование функций внутренних органов, за инстинктивное поведение, за эмоции, память, циклы сна и бодрствования. Плохая работа миндалины, как предполагается, является основной причиной психических расстройств, таких как аутизм, депрессия, посттравматический шок и фобии. Кстати, пациенты, у которых миндалина полностью перестает работать, показывают полное отсутствие чувства страха.
"Эта железа является своего рода датчиком опасности в мозге, и, следовательно, ее работа напрямую связана с тревогой и депрессией", - говорит профессор Андреас Мейер-Линденберг (Andreas Meyer-Lindenberg) из Гейдельбергского университета.
Также добровольцы из городов показали гиперактивность и в другой части головного мозга, называемой поясной извилиной. Этот орган (также входит в состав лимбической системы) отвечает за контроль эмоций и помогает избежать опасности.
Оказывается, что жители мегаполисов, которые являются объектами ежедневного стресса, реагируют на него гораздо болезненнее, чем жители сел и малых городов. Более того, если выводы ученых верны, то нейрофизиологические реакции на стрессовые ситуации городских жителей настолько сильны, что они могут привести к деструктивным изменениям в головном мозге и к эмоциональным расстройствам.
Удивленные такими однозначными результатами, ученые провели серию дополнительных экспериментов с другими участниками, располагая их как в стрессовые, так и не в стрессовые ситуации. Тем не менее, результаты были подтверждены: различия в активности миндалины и поясной коре появлялись именно в ответ на стресс и зависели от места жительства субъекта. Никакие другие факторы (возраст, семейное положение, образование и уровень доходов) не оказывали влияния.
Еще один интересный факт: как правило, миндалины и поясная извилина, являющиеся частями одной лимбической системы, имеют нейронные связи. Однако, в мозге тех участников эксперимента, которые выросли в городе (даже если впоследствии они переехали в пригород или сельскую местность), связь между нейронами ослабла. По-видимому, образование связи между этими частями головного мозга происходит еще в детстве.
Профессор Мейер-Линденберг считает, что следующей задачей для ученых является выявление специфических факторов городской жизни, которые вызывают стресс. Это особенно актуально в ситуации, когда урбанизация набирает обороты. По прогнозам социологов, к 2050 году на городских жителей будет приходиться более 70 процентов от общей численности населения планеты.