Звучит невероятно, но новый эксперимент показал, что переплетение молодой крови с кровью стареющих мышей заставляет организм последних производить больше нервных клеток в мозгу, отчего они становятся более ловкими и быстрее ориентируются в лабиринтах.
"Старый мозг заряжается от новой крови", - поясняет старший автор исследования Тони Висс-Корэй (Tony Wyss-Coray), профессор неврологии и неврологических наук Стэндфордского университета.
Исследователи утверждают, что если это касается и людей, то полученные результаты будут благом для создания новых подходов в лечении последствий деменции, к примеру, болезни Альцгеймера.
Новое научное открытие
Тони и его коллеги обратили особое внимание на гиппокамп, область мозга, ответственную за формирование определённых типов памяти, в частности за воспоминания, связанные с пространственными структурами.
Как пояснил профессор, человек использует свой гиппокамп, когда пытается найти автомобиль на стоянке или когда перемещается по незнакомому городу без использования системы GPS.
Исследования показали, что гиппокамп очень отзывчив к новому опыту и становится больше при загрузке большего количества информации. Этот регион мозга, однако, очень чувствителен к старению. Эта одна из областей мозга, которая страдает сильнее всего у пациентов с деменцией.
Влияние молодой крови
После вливания старым мышам плазмы крови молодых грызунов, клетки в организме "стариков" стали возвращаться к жизни. Клетки гиппокампа старых мышей стали формировать более качественные связи между собой, а также мыши сразу же показали высокие результаты по уровню обучения и памяти.
Их поведение также показало признаки улучшения. В тесте старые мыши после плазменных вливаний быстро нашли платформу в заполненном водой контейнере.
Однако, исследование показало и обратное. Когда молодым мышам влили плазму старых грызунов, их возможности значительно ограничились, при этом рост новых нервных клеток затормозился, а навыки навигации значительно ухудшились.
"В крови молодой мыши есть элементы, которые могут превратить мозг старого грызуна в молодой. Сейчас мы активно работаем над тем, что выяснить, что это за элементы и от каких именно тканей они происходят", - продолжает Висс-Корэй.
Работает ли это на людях? В ближайшее время мы получим ответ на этот вопрос. Группа специалистов запустила кампанию, в рамках которой планируется небольшое клиническое исследование.
Вскоре несколько пациентов с болезнью Альцгеймера получат инъекцию плазмы от молодых доноров.
Не стоит забывать пока, что полученные результаты предварительные, но если всё подтвердится на людях, то это будет тема на миллионы долларов. Осталось совсем немного времени, чтобы это понять.
Интересные факты о лабораторных мышах
В 2009 году отметили 100-летие лабораторной мыши.
Но почему только 100-летие? Ведь опыты с участием мышей проводятся с 19 века?
Всё дело в том, что для проведения научных исследований необходимо иметь дело с полностью одинаковыми субъектами: на первом ставят опыты, а второй – контрольный.
При проведении опытов над живыми организмами, "подопытные" должны быть генетически одинаковыми, поэтому учёные проводят процедуру под названием "инбридинг" (близкородственное скрещивание).
Специалисты спаривают между собой братьев и сестёр, затем снова среди "вновь прибывших" грызунов спаривают братьев и сестёр. Это делается до тех пор, пока не получаются грызуны с абсолютно идентичными генотипами.
Получившееся потомство – это инбредная линия (её ещё называют "чистой линией"). Таким животным с лёгкостью можно пересаживать ткани и органы друг друга, не опасаясь, что произойдёт отторжение.
Для того, чтобы добиться мышей с одинаковыми генотипами необходимо скрестить приблизительно 18-20 поколений. Тут-то и играет на руку способность быстрого размножения грызунов: беременность у них проходит в течение 20 недель, а половозрелыми они становятся за 5-7 недель.
Первым, кто вывел чистую линию, был Кларенс Литл (Clarence Cook Little).
Но скорость размножения – это не исключительное достоинство мыши. Эти грызуны неприхотливы, маленькие и не требуют сложного ухода. Кроме того, они – прекрасная модель, которая демонстрирует все человеческие биологические процессы.
Литл говорил, что мышь – это основа понимания генетического развития человека, образования у него различных заболеваний и нарушений.
Безусловно, свиньи и обезьяны ещё ближе к человеку, но их содержание обходится намного дороже.
Читайте также: Мыши-ГМО помогут спасти жизни
В 1929 году Литл основал Джексоновскую лабораторию, где он занимался выведением чистых линий, а также проводил генетические эксперименты. Сегодня эта лаборатория в американском городе Бар-Харбор, названная по фамилии спонсировавшего её открытие владельца автомобильной компании, - это известный на весь мир научный центр.
Помимо многочисленных исследований здесь также подготавливают специалистов по молекулярной биологии. Ежегодно эта лаборатория поставляет более 2 000 000 грызунов в научные учреждения всей планеты.
Бактериологи, проводя свои эксперименты, заражают организмы мышей многочисленными заболеваниями, а фармацевтическая промышленность испытывает на мышах новейшие препараты.
Эти животные являются незаменимыми во время опытов по онкологии, трансплантологии, иммунологии и во многих других важнейших медицинских областях. Психологи в рамках "мышиных экспериментов" исследуют на грызунах механизмы работы памяти и ориентации.
В мышиные хромосомы внедрялись самые разнообразные гены, в том числе и связанные с алкоголизмом, наркоманией, повышенной агрессивностью и ожирением.
Однажды, ещё в 19 веке, японские любители этих животных с помощью близкородственного скрещивания создали мышей с интересной мутацией. У этих грызунов наблюдалось нарушение в работе вестибулярного аппарата и гипофиза.
В результате эти подопытные могли неожиданно начать быстро вращаться вокруг своей оси. Этих мышей назвали "танцующими".
При помощи мышей было сделано очень много научных открытий.
К примеру, в 1981 году английский учёный Мартин Эванс (Martin John Evans) впервые выделил из мышиного зародыша эмбриональные стволовые клетки, за что он и его коллеги получили в 2007 году Нобелевскую премию.
Благодаря исследованиям группы Эванса появились мыши с блокированными генами. "Нокаутированные" гены исследовались, а затем на таких мышах моделировались те или иные человеческие заболевания.
Сегодня, помимо Джексоновской лаборатории, чистые линии мышей, обладающих необходимыми свойствами, поставляют и другие известные компании.
К примеру, онкологам (которые трансплантируют штамм нужной опухоли мыши) и иммунологам (которым необходимы мыши с подавленным иммунитетом) по всему миру доставляются мыши линии BALB/c. К 1951 году, когда сохранение линии легло на плечи американского института здравоохранения, история этих мышей уже насчитывала чистых 72 поколения.
Для исследования мышей с онкологией часто у них формируют иммунодефицит. У таких грызунов нет волосяного покрова и вилочковой железы, а содержатся они строго в стерильных условиях.
Сегодня в мире существует огромное количество видов чистых линий мышей. Одни чистые линии часто страдают от рака молочной железы, другие зачастую болеют лейкозом, третьи являются долгожителями, а четвёртые обладают склонностью к ожирению.
Также есть линии, чувствительные к туберкулёзу или к кожным и лёгочным опухолям. Существует и линия безволосых грызунов.
Помимо самих линий мышей на рынке можно приобрести и "сопутствующие товары": это и специальный корм, и особое оборудование, начиная от простых лабиринтов и колёс и заканчивая мышиными томографами и рентгеновскими аппаратами. Более того, мышам даже можно сделать кардиограмму сердца и УЗИ.
Многим грызунам, которые оказали науке существенную помощь, установлены памятники. К примеру, в России такой памятник поставлен у академгородка города Новосибирска.
А это ещё один памятник мышатам, также установленный в новосибирском академгородке.