Бушующие битвы SOPA и PIPA, которые выступают за законы по борьбе с пиратством, вероятнее всего закончатся в пользу свободы в интернете, но данные битвы не будут последними в своем роде. Хотя интернету все же суждено выжить в той или иной форме, эксперты предупреждают, что существует много угроз статусу-кво, при этом он может многое потерять.
Физическое уничтожение
Интернет является физически неуязвимым для действия различного рода бомб, пожаров или стихийных бедствий, в пределах стран, по крайней мере. "Он очень силен по части взаимосвязи", - говорит Дэвид Кларк (David Clark), ученый из Массачусетского технологического института, который активно помогал развитию интернета в 1970-х годах. "Очень трудно найти место, в котором можно нанести серьезный ущерб интернету".
Хотя практически невозможно вывести из строя связь внутри страны, Кларк отмечает, что одно государство легко может закрыть доступ к своему интернет облаку любому другому государству, это может быть сделано путем разрыва фактического кабеля, соединяющего определенные страны. Тысячи километров подводных волоконно-оптических кабелей, которые передают данные с континента на континент, поднимаются лишь в нескольких десятках местах над океаном, чтобы подключить к работе миллионы компьютеров. Но если кто-то взорвет один из этих центров, к примеру станцию в Майями, которая обрабатывает около 90 процентов интернет – трафика между Северной и латинской Америкой, то соединение между странами будет серьезно затруднено до тех пор, пока инфраструктура не будет отремонтирована. "Такой шаг был бы актом кибервойны", - сказал Кларк.
Кэшированный контент
Однако, даже подобные акты не будут представлять серьезной угрозы для "выживания" веб-контента. "Жесткая" копия всех данных хранится в энергонезависимой памяти, которая "витает в воздухе" независимо от того, есть подключение к электричеству или нет, а также независимо от того, есть ли у вас подключение к интернету или нет. Кроме того, по словам Уильяма Лера (William Lehr), экономиста Массачусетского технологического института, любой веб-контент может храниться многочисленными изощренными способами, простейший из которых – это резервное копирование и сохранение копий в нескольких местах.
Google даже хранит кэшированные копии всех страниц Википедии, однако, они были доступны до 18 января, до тех пор, пока Википедия не создала свои собственные версии страниц в знак протеста SOPA и PIPA. Этот диверсифицированный план хранения безопасен для содержания, но помимо прочего, обеспечивает некоторую степень защиты от потери доступа к информации в случае кибервойны. К примеру, если доступ к определенному серверу по каким-то причинам ограничен или недоступен, то вы можете найти кэшированную версию контента, хранящегося на другом, доступном сервере. Или же если вы, к примеру, хотите получить данные, которые недоступны в стране Х, то у вас есть возможность получить те же данные с сервера в стране Y.
Гонки интернет вооружения
Таким образом, интернет очень устойчив к физическим атакам, но куда большую угрозу для сохранения его статуса-кво представляет государственное регулирование и цензура. В первые дни арабского восстания в Египте, правительство попыталось закрыть доступ страны к интернету для того, чтобы отрезать возможность демонстрантов организоваться. Оно смогло это сделать, приказав государственному поставщику интернета, который предоставляет доступ к нему всем гражданам, прекратить работу.
"Провайдеры имеют прямой контроль над интернетом, поэтому то, что происходит в каждой стране, зависит от влияния государства на поставщиков интернета", - рассказывает Кларк. "Некоторые страны очень жестко регулируют интернет. К примеру, не так давно в Китае были отрезаны от него целые регионы".
Тем не менее, в Египте в прошлом году многие протестующие нашли способ выхода в сеть с помощью смартфонов и операторов мобильной связи. Если в будущем правительство какой-либо страны захочет закрыть или ограничить доступ своих граждан к интернету, то будут найдены похожие или аналогичные обходные пути, причем они будут развиваться, если методы регулирования будут становиться все более экстремальными. Правительства могут просто установить высокий налог на доступ в интернет, или же поставщики могут так взвинтить цены, что они станут просто неподъемными для большинства людей.
Лер добавил, что, несмотря на то, что ни одно правительство не сможет полностью уничтожить интернет, оно может его "искалечить" до такой степени, что его использование в пределах определенного государства станет непривлекательным. Лер также подчеркивает, что плохое регулирование в рамках какой-либо страны или на международном уровне, может серьезно повредить репутации интернета и препятствовать его развитию. Хотя интернет, скорее всего, в той или иной форме будет существовать до тех пор, пока существует человечество, он может потерять свою открытость.
Эта открытость является полезной и с экономической точки зрения, и с социальной, однако, она же и является источником проблем, потому что сеть регулярно подвергается бесконечным атакам спама, вирусов, вредоносных программ и так далее. Лер полагает, что должны быть разработаны новые модели безопасности для защиты конфиденциальности, чтобы интернет продолжал качественно функционировать.
Недопустимо армию, экономику, медицину и другие сферы ставить в зависимость от интернета, разработанного заграницей, это гибельно для самостоятельности любого государства. Это делает страну безоружной и перед хакерами, и перед разработчиками Сети, которые имеют ключи-коды к Сети, и зайдут туда, как к себе домой.