Люди любят прогнозы. Мы можем годами гадать, кто победит на следующих президентских выборах, мы предсказываем, кто победит в различных спортивных играх, мы читаем семидневный прогноз погоды, хотя даже утренний выпуск может ошибиться, рассказывая о погоде на сегодня.
Проблема со всем этим прогнозированием заключается в следующем: мы боимся грядущих событий. Исследования показывают, что, как правило, человек делает больше неверных прогнозов, когда дело касается выборов, баскетбольных турниров или футбольных матчей, а также движений на фондовом рынке. Когда речь заходит о более простых вещах, в данном случае прогнозы гораздо чаще оправдываются. Но почему из нас получаются такие плохие предсказатели? (Если бы мы знали, что мы делаем неправильно, возможно, мы смогли бы определенным образом исправиться или же вовсе прекратить этим заниматься в случае неудачи). Этот вопрос уже давно интересовал социологов, а два новых исследования на данную тематику предоставили им потенциально полезную информацию.
В одном из исследований международные эксперты Крити Джейн (Kriti Jain), Нил Бирден (Neal Bearden) и Аллан Филиповиц (Allan Filipowicz) рассмотрели, как депрессия влияет на точность прогнозов. За основу они взяли чемпионат мира по футболу 2010 года, который проходил в Южной Африке прошлым летом.
Для эксперимента исследователи хотели взять такое событие, над которым участники не имели бы никакого контроля, в отличии, к примеру, от тестирования студентов о том, как хорошо, по их мнению, они сдадут сессию (в этом случае много личностных факторов играют роль). Футбольный чемпионат сильнее напоминает мир реальных прогнозов, такой, к примеру, как инвестиции в фондовый рынок.
Исследователи собрали 1110 участников футбольных болельщиков для участия в эксперименте. Они должны были сделать прогноз на победу той или иной футбольной команды в определенном раунде. Те, кто делал успешные прогнозы, поощрялись материально. Затем участники прошли психологический тест, который выявил их эмоциональное состояние на тот момент. После получения всех данных специалисты сравнили результаты-прогнозы, сделанные людьми, находящимися в состоянии депрессии с прогнозами тех, кто не страдал никакими психологическими расстройствами. В итоге они обнаружили, что депрессивные люди сделали гораздо менее удачные прогнозы. В частности, они говорили о том, что вряд ли могло вообще произойти, к примеру, что команда Северной Кореи одержит победу в чемпионате.
Эта модель угадывания может быть истолкована как "оптимизм" или "надежда", однако, команды для оценки участниками выбирались случайно, поэтому вряд ли испытуемые могли обладать какой-то эмоциональной привязанностью к той или иной команде. Таким образом, эксперты пришли к выводу, что депрессивные люди просто менее чувствительны к реальности. Специалисты также говорят, что так как регулярно в нашем обществе присутствует депрессия, достаточно большое количество людей могут делать немного дикие прогнозы о вероятности происхождения того или иного события.
Безусловно, депрессия – это лишь один из немногих факторов, который может оказать влияние на точность прогноза. В другом исследовании, также связанном со спортом, специалисты из Йельского университета рассмотрели то, как оптимизм может омрачить наши прогнозы. Изучая прогнозы футбольных болельщиков на протяжении всего сезона 2008 года футбольных игр, исследователи обнаружили, что, несмотря на финансовые стимулы для выполнения точных прогнозов, неделя за неделей, оптимизм болельщиков по поводу той или иной команды делал их прогнозы очень предвзятыми.
Люди охотнее делали прогноз на победу их любимой команды, или же на победу другой команды, которая им нравится. Причем эта тенденция сохранялась неделю за неделей, несмотря на реальную обратную связь, где было четко видно, какая команда преуспевает, а какая нет.
Означает ли это, что мы не в состоянии контролировать наши предубеждения, когда речь заходит о составлении прогноза? Нам всегда хочется надеяться на лучшее, что наша любимая команда выиграет, или что на фондовом рынке дела будут обстоять хорошо. Наш мозг хочет думать о том, что мы знаем, что будет дальше, причем даже когда мы на самом деле не знаем, у нас должна быть уверенность в обратном.