Если вы думали, что в случае катастрофы люди начнут проявлять благородство, вам придется сильно разочароваться. Правило "женщины и дети вперед", давно считавшееся золотым стандартом поведения при кораблекрушении канул в лету вместе с Титаником 100 лет назад.
Микаель Элиндер (Mikael Elinder), из шведского Университета Уппсала и его коллега Оскар Эриксон (Oscar Erixson) проанализировали данные 18 кораблекрушений в период с 1852 по 2011 год, чтобы выяснить преимущества выживания при водных катастрофах.
Просмотрев историю судеб более 15 000 людей больше 30 национальностей, исследователи обнаружили, что в морских катастрофах погибает больше женщин и детей чем мужчин, в то время как самые большие шансы на выживание остаются у капитана и его команды.
Быть женщиной, как оказалось, было выгодно только на двух кораблях, на "Биркенхэд" 1852 года и на "Титанике" 1912 года. На самом деле, именно гибель судна "Биркенхэд" у побережья ЮАР в 1852 году вдохновила на появление традиции "женщин и детей вперед". Подполковник Александр Сетон (Alexander Seton) приказал мужчинам помочь женщинам и детям попасть на спасательные шлюпки, когда "Биркенхэд" начал тонуть в водах, кишащих акулами. Тогда ни одна женщина и ребенок не погиб, в то время как мужчины стоически оставались на палубе корабля, пока тот погружался в воду.
Именно эта жертва глубоко повлияла на поведение людей на Титанике. Когда роскошный лайнер начал тонуть в северной Атлантике 14 апреля 1912г года, капитан Эдвард Джон Смит дал указание мужчин "быть британцами", позволяя женщинам и детям покинуть корабль первыми.
В лучших романтических традициях, капитан затонул вместе с кораблем, а также с 1496-ю из 2208-ми людей. У женщин был довольно большой перевес в плане выживания над мужчинами. Так 73,3 процента женщин выжили по сравнению с 20,7 процентами мужчин. У пассажиров первого класса шансы на выживание составляли 62 процента, у тех, кто был во втором классе - 41,8 процента, а у пассажиров третьего класса 25, 4 процента. У детей уровень выживаемости был больше, чем у взрослых. И это был последний раз, когда мужчины проявили благородство.
Продолжив свое исследование, шведские специалисты выяснили, что в 11 из 18 кораблекрушений, у женщин было меньше всего шансов на выживание, включая крушение российского теплохода "Булгария" в 2011 году. Так на теплоходе у женщин выживаемость составляла 26,9 процентов, по сравнению с 60,3 процентами мужчин. А у детей, самые низкие показатели выживаемости.
Люси Делап (Lucy Delap), глава исследований в Кембриджском университете, также заметила, что людей более низшего социо-экономического статуса, которые путешествовали на кораблях, часто не разделяли на женщин и мужчин, считая их всех грузом или толпой.
Исследования также показали, что капитан и его команда имели самые высокие шансы на выживание, что было подтверждено недавним крушением круизного судна "Costa Concordia". Только 7 из 16 капитанов затонули со своим судном.
В исследовании подчеркивается, что больше всего на действия людей влияло поведение самого капитана, который может побудить на благородный жест. Именно его стратегия, а не нравственные чувства мужчин, определят, будут ли женщин и детей спасать первыми. На самом деле этого правила придерживались всего пять раз из 18 крушений.
Кроме того, женщинам, возможно, стоит избегать плавать на британских суднах, так как, несмотря на убеждение в галантности британских мужчин, больше всего женщин затонуло именно на кораблях, плывших под флагом Великобритании.