О гибели "Титаника" снят не один фильм. Эта трагическая история вдохновляет режиссеров. Но соответствует ли хотя бы одна из версий этого события действительности? Дают ли фильмы реальное представление о последних часах жизни легендарного корабля?
Прошло сто лет с тех пор как "Титаник" столкнулся с айсбергом и затонул, унеся жизни более 1500 человек.
Обновленная 3D-версия знаменитого фильма "Титаник" режиссера Джеймса Камерона лишний раз дает повод поговорить о том, что многие люди воспринимают фантазии и художественные домыслы режиссеров как факты.Титаник не называли "непотопляемым"!
В кэмероновском "Титанике" мать героини смотрит на корабль и говорит "Так это и есть тот самый непотопляемый корабль".
Исследователь лондонского Кингс- колледжа (Kings College) Ричард Хоуэллс (Richard Howells) называет этот миф самым известным мифом о Титанике.На самом деле компания White Star Line, которой принадлежал "Титаник", никогда не делала заявлений о непотопляемости корабля. О неуязвимости корабля заговорили уже после катастрофы, и особенно активно этот миф муссировался кинематографистами.
По мнению Хуэллса, этот миф не мог не возникнуть , потому что одно дело просто гибель корабля, и совсем другое – гибель корабля, который считался неуязвимым, в котором были абсолютно уверены все его пассажиры.
Интересно, что видеосъемок настоящего "Титаника" сохранилось совсем немного. Дело в том, что корабль, ставший легендарным, до своей гибели не представлял особого интереса. Гораздо больше обсуждался лайнер "Олимпик", который совершил первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк в 1911 году и которым командовал тот же капитан. Поэтому в новостных роликах о "Титанике" использовались съемки "Олимпика".
Какое произведение музыканты исполнили последним?
Одной из самых ярких сцен как фильма, снятого Кэмероном, так фильма "Незабываемая ночь" 1958 года, является сцена, где оркестр продолжает исполнять музыку на тонущем корабле.
Считается , что последним произведением, которое исполнил оркестр, был церковный гимн "Ближе, Господь, к тебе".
Свидетельств музыкантов не осталась, так как никто из участников оркестра не выжил. При этом выжившие очевидцы события расходятся в мнениях по поводу последней композиции, исполненной оркестром.
"Пассажир, который засвидетельствовал, что оркестр играл именно церковный гимн, оказался в спасательной шлюпке задолго до того, как корабль затонул" - говорит Саймон Макаллум (Simon McCallum), куратор архива Британского института кино (BFI). – Нам никогда не узнать правды, потому что все семеро музыкантов погибли. "Ближе, Господь, к тебе" - очень эмоциональный гимн, поэтому режиссеры и выбрали его для создания романтического образа в фильмах".
По словам Пола Луден-Брауна (Paul Louden-Brown) из Общества по изучению "Титаника", который консультировал Джеймса Кэмерона, режиссера вдохновила сцена с музыкантами из фильма "Незабываемая ночь" 1958 года. Сцена показалась ему настолько сильной, что он полностью повторил ее в своем фильме.
Капитан Смит – герой?
О последних часах жизни капитана Смита известно немного, но он, благодаря слухам и фантазиям кинематографистов, остался в памяти людей героем. И это при том, что именно он пренебрег предупреждением об айсбергах и не снизил скорость движения корабля, когда это было необходимо".
"Он знал, сколько пассажиров находится на борту и сколько мест в спасательных шлюпках, но он позволил спасательным шлюпкам отчаливать не до конца заполненными" - говорит Пол Луден-Браун.
Например, известно, что первая шлюпка отчалила от тонувшего "Титаника" с 27 людьми, при том, что в шлюпке было 65 мест и безветренная погода позволяла полностью заполнить шлюпку.
"Считается, что капитан Смит погиб геройской смертью. В честь него возводились памятники, печатались открытки и сочинялись трогательные истории о том, как он плыл с ребенком в руках и говорил "Удачи вам, ребята, позаботьтесь о себе". На самом деле, все это домыслы" - говорит Луден-Браун. – Капитан Смит, это единственный, кого можно винить в гибели такого количества людей".
Капитан Смит не подал сигнал "покинуть корабль", из-за чего многие пассажиры не поняли, что корабль идет ко дну. Он не отработал план эвакуации, не было обращения к пассажирам.
Джон Грэйвс (John Graves) из Лондонского Национального музея мореплавания (National Maritime Museum) считает, что капитан Смит осознал, что спасательных шлюпок на всех не хватит и от этого был растерян. В частности, предполагается, что капитан перепутал дизайн "Титаника" с "Олимпиком". Только этим можно объяснить, почему он отдал приказ начать спуск шлюпок с прогулочной палубы, которой на "Титанике", в отличие от "Олимпика" не было.
Брюс Исмей – злодей?
Судя по фильмам о "Титанике", Брюс Исмей – президент компании, которая построила "Титаник", трусливо сбежал с тонущего корабля, оставив на корабле погибать женщин и детей. Исмея изображают трусом, который заставил капитана не сбавлять скорость, несмотря на опасность столкнуться с айсбергом, а затем спасся в первой же шлюпке.
При этом лорд Мерсей (Lord Mersey), проводивший расследование гибели Титаника в 1912 году, говорил, что Исмей сначала помог многим пассажирам занять места в шлюпке, и только потом сел в шлюпку сам.
По мнению Пола Лоудена-Брауна, история о бизнесмене-злодее уходит корнями в конфликт между Исмеем и Уильямом Рэндольфом Херстом (William Randolph Hearst), крупным американским газетным магнатом. Херст развернул против Исмея настоящую информационную войну, в результате чего Исмея обвинили во всех грехах.
И в немецком фильме "Титаник" 1943 года, и в "Незабываемой ночи" 1958 года, и в "Титанике" Кэмерона Исмей, как того и ожидала публика, представлен злодеем. В частности, в "Титанике" 1997 года Исмей требует, чтобы капитан не снижал скорость для того, чтобы как можно быстрее прибыть в Нью-Йорк и развернуть рекламную шумиху вокруг рекордной скорости корабля.
Пассажиры третьего класса
Зритель "Титаника", снятого Кэмероном, глубоко сочувствует пассажирам третьего класса, которых не выпускали на палубу и которым не давали доступа к спасательным шлюпкам. Однако, нет никаких документальных свидетельств тому, что это на самом деле было так.
Ричард Хоуэллс говорит, что ограждения, которые отделяли пассажиров третьего класса, существовали, но только для того, чтобы препятствовать распространению инфекций. Согласно Американскому закону об иммиграции, иммигранты должны были находиться отдельно от других пассажиров до острова Эллис, где они должны были пройти медосмотр. Среди пассажиров третьего класса было много иммигрантов, поэтому их отделили от других пассажиров. То, что именно на палубе третьего класса не было спасательных шлюпок – стало результатом недосмотра.
И все же класс имел значение. Всего одной трети пассажиров третьего класса удалось спастись.