В русском обществе нет консенсуса в отношении смертной казни. Более того, ни в каком другом обществе этого никогда не существовало. Любой из нас может привести мнение сотен авторитетных людей, разделяющих одну из двух противоположных точек зрения, также как любой человек может найти множество цитат на эту тему в интернете.
16 мая 1996 года президент России Борис Ельцин издал указ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вступлением России в Совет Европы". 2 февраля 1999 года Конституционный суд одобрил мораторий на смертную казнь в России. В уголовном кодексе смертная казнь была сохранена в качестве наказания за ряд очень серьезных преступлений. Мораторий должен был быть отменен в 2010 году, однако, конституционный суд запретил российским судам выносить смертные приговоры.
История знает много примеров моратория на смертную казнь. Люди в России любят ссылаться на международный опыт цивилизованных стран. Вот первый пример. В период с 1967 по 1976 года американский Верховный суд установил мораторий на смертную казнь. В 1976 году 38 штатов из 50 обратились к федеральному правительству с просьбой об отмене моратория.
Дебаты о смертной казни вспыхивают с новой силой в те моменты, когда совершаются вопиющие преступления, такие как, к примеру, террористические акты. В такие периоды голоса жаждущих крови и призывающих к мести особенно слышны. В короткие периоды затишья "мирные" граждане высказывают свое мнение.
В данном случае актуальны слова великого Гете, который сказал, что если бы мы могли отменить смерть, то у нас бы ничего не было против нее, но отмена смертной казни – это трудное дело. Если это произойдет, что человечеству все равно время от времени нужно будет возвращаться к ней.
Это не имеет ничего общего с тем, что слова были сказаны блестящим поэтом, писателем, талантливым ученым и мыслителем. Это были слова государственного деятеля. Не многие знают, что в 1782 году Гете был удостоен звания тайного советника и потомственного дворянина за его государственную службу в герцогстве Саксен-Веймар-Эйзенах. Можно предположить, что, говоря о смертной казни, Гете основывался на опыте. В отличие от Гете, у других представителей интеллигенции не было подобного опыта.
Французского писателя и философа Альбера Камю (Albert Camus), а также английского писателя и публициста Артура Кестлера (Arthur Koestler) можно рассматривать как оракулов смертной казни. Эти вестники человечества считали правосудие не менее шокирующим, чем само преступление. В отличие от юриста Монтескье, который утверждал, что смертная казнь вытекает из природы вещей, опирается на разум и на истоки добра и зла.
Однако, на самом деле, смертная казнь не может ни покончить с преступностью, ни даже напугать тех, кто планирует злодеяние и морально готов к нему. Европейские летописцы прошлого заметили, что кошельки, в основном, похищались в тех районах, где ворам публично рубили руки. В Китае смертная казнь – это до сих пор публичное явление. Хотя число казней в Китае является государственной тайной, каждый год, по некоторым оценкам, от 2000 до 7000 смертных приговоров приводится в исполнение.
Это означает, что смертная казнь отнюдь не является панацеей от преступности, гуманисты, которые выступают за ее отмену, казалось бы, правы. Есть такие ситуации, когда вину человека невозможно полностью доказать, и часто лишаются жизни невинные люди. Это очень сильный аргумент. Кроме того, есть необходимость полной прозрачности правосудия, но это не всегда возможно. Во-первых, некоторые данные должны храниться в тайне, а во-вторых, правонарушителю не всегда стоит давать право "пользоваться общественной трибуной".
Умные юристы и коррумпированные судьи всегда могут обойти закон. Таким образом, самодовольство либеральной общественности, жаждущей независимости судебной системы и неотвратимости наказания, вызывает удивление. Российские борцы за права человека вносят свой каламбур: смотрите, даже в США лишают жизни невинных людей, что уже говорить о России!
Однако, если остановится и подумать, что можно заметить, что за права человека нужно бороться, демократия не дается раз и навсегда, и каждое поколение должно иметь возможности отстаивать свои права, а не бежать в другие страны, где другие это уже сделали. В самом деле, это такие люди, которые считают Россию – злом, хотя на самом деле, это "злые вещи", происходящие в России.
В дополнении к ненавистникам, есть уголовное лобби, заинтересованное в отмене смертной казни. Существуют политические группы, которые преследуют свои собственные цели при поддержке моратория и отмены смертной казни. Так устроена человеческая психология, он не теряет надежду выбраться даже из самой безнадежной ситуации. Единственное место, откуда нет возврата – это смерть.
"Когда мне говорят, что пожизненное заключение – это мучительное наказание, я отвечаю, что являюсь человеком гуманным, и если не хотите, чтобы мучились даже самые закоренелые преступники, давайте застрелим их", - поясняет свою точку зрения русский писатель, доктор юридических наук и профессор Даниил Корецкий. Его мнение дорогого стоит все по той же тривиальной причине – он лично в течение многих лет имел дело с криминальным миром.
Знающие люди говорят, что палачи мечтают о своих жертвах. Не все хищники, однако, способны убить животное, поэтому большинство тех, кто выступает за смертную казнь, никогда бы не подняли руку на другого человека, хотя в пылу гнева некоторые могли бы задушить злодея. Обсуждения смертной казни не свидетельствуют о распространенности принципа терпимости в обществе. Споры о смертной казни – это показатель слабости честных людей.