Шашки и шахматы, футбол и видеоигры - воля к победе одинакова и у людей, и у тех, кто программирует и разрабатывает машины. Один эксперт верно заметил - компьютеры и роботы следует рассматривать как хвалу человеку, а не его противнику.
"У нас - у машин и человека - различные уровни компетенции", - говорит Мэтью Гинсберг (Matthew Ginsberg), генеральный директор компании One Time Systems, занимающейся разработкой искусственного интеллекта для промышленного применения.
"Компьютеры невероятно хороши в арифметике, как к примеру, при запоминании записей телефонной книги в алфавитном порядке, мы - в том, что касается ударов, бега".
Итак, пять самых известных противостояний машины и человека.
1. Суперкомпьютер IBM Уотсон (Watson) и чемпионы телевикторины Jeopardy (2011 год)
Уотсон победил экс-чемпионов Кена Дженнингса (Ken Jennings) и Брэда Руттера (Brad Rutter). Вычислительная мощность Уотсона - 90 серверов, процессор - 2880 Power 7 и 16 террабайт памяти. Разработанная в 2005 году исследователями IBM из нескольких университетов, Уотсон использует объемный процесс параллельной обработки данных в поисках ответов. Сотни процессоров работают одновременно.
Уотсон, названный так в честь основателя IBM Джона Уотсона (John Watson), впервые начал играть в Jeopardy в 2008 году и победил игроков в 2011 году.
Компьютер также является показательным для нового программного обеспечения DeepQA от IBM, составленного специально для помощи в поиске ответов на миллионы простейших вопросов.
Тем не менее, у Уотсона есть ахиллесова пята. "Если вопрос составлен при помощи игры слов, компьютер ответить не может", - отмечает Гинсберг.
2. Deep Blue (IBM) против Гарри Каспарова (1997 год)
Предшественник Уотсона Deep Blue победил российского чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова в 1997 году. Каспаров не принял поражение и обвинил IBM в фальсификации. Программисты унесли домой, учрежденную для победителя партии шахмат компьютер-человек, премию Фредкина (Fredkin Prize).
Каспаров ушел из шахмат в 2005 году, занялся политикой, а в 2008 году баллотировался на пост президента Российской Федерации.
3. Чинук (Chinook) и Международный турнир по шашкам (1994 год)
Чинук - первая компьютерная программа, выигравшая в нелегкой борьбе у человека титул чемпиона мира.
Программа была разработана в 1989 году Джонатаном Шеффером (Jonathan Shaeffer) в университете Альберта. В 1990 году машина получила право бороться за титул чемпиона, но тогдашний лидер первенства запротестовал.
В 1994 году он играл с Альбертом Тинсли (Albert Tinsley). Они сыграли шесть раз вничью, после чего Тинсли по состоянию здоровья покинул соревнования, оставив за Чинуком титул чемпиона-победителя.
4. Роботы vs Бразилия (чемпионат мира-2050)
Ежегодно несколько сотен программистов собирают роботов-футболистов на соревнования, названные RoboCup (Кубок Роботов). Машины играют в футбол на поле с определенными размерами.
Мануэла Велоса (Manuela Velosa), профессор компьютерных наук в университете Карнеги-Меллона, говорит, что конечной целью этих игр является создание к Чемпионату мира в 2050 году команды роботов-футболистов. "У нас есть план, и мы делаем успехи", - замечает она.
Одним из припятствий в этом деле являются человеческие правила игры для роботов. "Мы еще не решили: будут ли роботы видеть все поле или, как футболисты, только то, что происходит перед собой? Но все идет к тому, что в один прекрасный день пройдут самые настоящие соревнования", - уверяет профессор.
5. Джон Генри и Паровой молот - Steam-Drill (1870 год)
Легенда гласит, что человек по имени Джон Генри (John Henry) - работник-путейщик победил в соревновании с Паровым молотом.
Конкурс был предложен владельцем железной дороги, пожелавшим заменить Генри и его коллег машиной.
Генри победил, но был истощен, и умер с молотом в руке. Легенда основана на истории афро-американских железнодорожников.