323 года назад ирландский политик Уильям Молине (William Molyneux) в своем письме к известному мыслителю и философу Джону Локку задал весьма интересный вопрос. Молине писал: "Представьте, что слепой от рождения человек, который может отличать предметы только на ощупь, вдруг прозрел. Сможет ли он, разглядев предмет, но не дотрагиваясь до него, определить, что это шар, а не куб?".
Для философов того времени ответ на так называемый "вопрос Молине" стал бы разрешением многовековой загадки о человеческом разуме. Последователи эмпиризма считали, что все знания об окружающем мире к людям приходят с опытом, то есть мозг родившегося ребенка — это чистый лист. Сторонники нативизма утверждали, что в человеке с рождения заложены определенные знания, которые активизируются посредством зрения, слуха и осязания. Если бы внезапно прозревший человек мгновенно определил бы, что этот предмет является шаром, а другой — кубом, это означало бы, что знания о них были врожденными. На этот вопрос пытаются ответить и современные нейроученые.
Паван Синха (Pawan Sinha), профессор из Бостонского института и автор исследования, говорит, что в вопросе Молине кроется и проблема того, как образы формируются в мозге: отдельными органами чувств, или всеми вместе. После некоторых исследований ученые предположили, что образы, полученные через зрение и осязание, формируют впечатления, и органы чувств могут извлечь и восстановить их, но до сих пор не смогли доказать это опытным путем.
Ответ на вопрос
Проблема была в том, что не было подходящих людей для эксперимента: ученым нужны были слепые от рождения люди, зрение которых восстановилось. Излечиваемые виды слепоты доктора диагностируют и лечат еще в детстве, поэтому найти людей, соответствующих критериям ученых, было сложно. Профессор Синха нашел их в Нью Дели, Индия: четырех мальчиков и одну девочку в возрасте от 8 до 17 лет.
После операции исследователи показали детям предметы, похожие на кубики Лего, чтобы протестировать их способность различать объекты примерно одинаковой формы. Дети справились с заданием почти на 100 процентов. Такие же результаты они показали, когда их попросили на ощупь определить разницу между предметами.
Затем исследователи приступили к тесту, результат которого их, собственно, и интересовал. Сначала детям дали потрогать предмет, а затем попросили выбрать его из двух похожих. Дети с этим заданием не справились.
В итоге, ответ на вопрос Молине таков: нет, слепые люди, которые получают информацию посредством осязания и различают объекты, прозрев, не могут правильно определить их. По крайней мере, в первые дни. Коллега Синхи профессор Ричад Хелд (Richard Held) говорит, что уже через неделю эти проблемы были преодолены. Таким образом, эксперимент подтвердил несостоятельность теории о том, что ребенок, слепой в течение первых 3-4 лет жизни, не сможет в дальнейшем полностью задействовать зрение.