Исследователи проанализировали музыку Бетховена (Beethoven) и обнаружили закономерность: чем больше прогрессировала глухота композитора, тем меньше высоких нот он использовал в своих произведениях. Когда же композитор оглох окончательно, высокие ноты опять появились в его музыке.
Исследователи из Университета Амстердама (University of Amsterdam) выделили четыре периода в творчестве Бетховена: c 1778 по 1800, 1805/6, 1810/11 и с 1824 по 1826 и подсчитали процентное соотношение между нотами в диапазоне выше 1568 Гц (первая скрипка) и остальными нотами.
Ученые обнаружили, что после первых симптомов потери слуха в произведениях Бетховена около 8 процентов звуков были высокими. В 1805 году, когда Бетховен перестал слышать деревянные духовые инструменты, количество высоких звуков упало до 5 процентов.
Затем, когда композитору уже приходилось пользоваться слуховой трубкой при разговоре, его произведения содержали уже всего 2 процента высоких нот. К тому времени, когда Бетховен уже почти не слышал, процент высоких нот в его произведениях вырос до 4 процентов.
Все дело в том, что со временем композитор перестал слышать высокие ноты, поэтому они исчезли из его произведений. Когда же Бетховен оглох окончательно, высота звуков перестала иметь какое-либо значение, поэтому высокие звуки вернулись в его произведения.
"Результаты нашего исследования показывают, что с прогрессированием глухоты Бетховен стал все чаще использовать низкие ноты или ноты средней тональности, потому что высокие звуки он не слышал. Когда же ему пришлось довериться только своему "внутреннему" слуху, он постепенно вернулся к своему более раннему опыту сочинения музыки" - комментирует руководитель исследования Эдорадо Сачченти (Edorado Saccenti).
При этом ученый подчеркивает, что творчество Бетховена и зависимость его произведений от прогрессирования глухоты не была изучена достаточно детально. Для окончательных выводов необходимы дополнительные, более углубленные исследования, считают ученые.