Устройства радиосвязи могут либо передавать, либо принимать беспроводные сигналы, но делать и то и другое одновременно они не могут. Однако, команда электротехников-инженеров из Стэнфордского университета - Юнг Ил Чой (Jung Il Choi), Майанк Джейн (Mayank Jain) и Кэнэн Сринивэсэн (Kannan Srinivasan) сделали то, что в научном мире долгое время считалось невозможным. Они разработали структуры новой системы, позволяющей отправлять и получать беспроводные сигналы одновременно.
На первый взгляд, кажется, что ничего из ряда вон выходящего в этом нет - в конце концов, сотовые телефоны дают возможность одновременной двусторонней связи. Но, учитывая тот факт, что прорыв ученых по существу удваивает скорость связи, это многое меняет.
Чтобы обеспечить разговор двоим, сети сотовых телефонов проделывают сложный и дорогостоящий технологический трюк, и это невыполнимо для всех известных сетей. Новая система будет полезна не только дальнобойщикам и диспетчерам, хотя они, безусловно, станут первыми, кто попробует ее в действии. Что действительно изменит она в нашей повседневной реальности, так это то, каким будет Wi-Fi, который с использованием подобных технологий станет работать намного быстрее.
Когда беспроводной передатчик посылает сигнал, он в миллион раз сильнее любого входящего сигнала: по существу переданный сигнал заглушает все входящие сигналы. Таким образом, команда из Стэнфорда разработала средства для приемника, просеивающие шумы из собственного передатчика, так, как это делает наш мозг, фильтруя наш собственный голос, когда мы говорим и слушаем.
В результате такого подавления шумов приемник может ясно услышать входящий трафик. Это означает, что в сети Wi-Fi, к примеру, компьютеры смогут отправлять и получать информацию одновременно, потенциально удваивая эффективность в определенный период времени (по крайне мере, в момент, когда оба участника процесса передают и принимают сигналы). Возможности новой системы на этом не заканчиваются.
"Новая система полностью пересматривает наши представления о том, как могут быть спроектированы беспроводные сети", - считает доцент компьютерных наук и электротехники Филип Левис (Philip Levis).
Левис, кроме того, что отмечает значительные улучшения в количестве мгновенной отправки сообщений, подчеркивает, что последствия внедрения новой системы глубже, например, она идеально подойдет для управления движением воздушных сообщений. При нынешней системе, если два самолета пытаются дозвониться до диспетчерской службы в одно и то же время на одной и той же частоте, то ни у одного из них это не получается. Как говорит Левис, такие заблокированные передачи становятся причиной столкновений самолетов, которые, по его мнению, можно будет предотвратить.
Группа разработчиков запатентовала технологию и работает над ее коммерциализацией. В настоящее время они также совершенствуют свою разработку, пытаясь увеличить как силу передачи, так и расстояние, на которое будет распространяться сигнал. Но еще сильнее последствия работы новой системы отразятся на будущем сети. "Прогнозам масштабов использования одновременной передачи сообщений в оба конца - нет предела", - уверен Левис.