Поиск в Google работает на основе алгоритма. Компьютеры обрабатывают данные, ища сигналы о том, что тот или иной сайт более или менее интересен и соответствует данному запросу. PageRank занимает в этом процессе большую часть, посредством которого Google и отбирает внешние ссылки, а также тексты, имеющие отношение к ним. Но Google использует также множество других сигналов для определения релевантности страницы, иначе PageRank искал бы бесконечно.
Входящим ссылкам проставляется рейтинг для различных веб-страниц. Если брать в расчет эти ссылки, то поиск дает достаточно хорошие результаты. Оттого Google и был неповторим и уникален в 1999 году, когда в результатах было меньше подобия бесконечной игры и меньше вмешательства человека.
Но сегодня все это изменилось. Алгоритм Google все больше и больше подчиняется мотивированно настроенным людям и компаниям, борющимся за него. Это как "гонка вооружений", в которой Google проигрывает.
Еще одно событие, произошедшее на днях, играет не в пользу самого поисковика - в алгоритме от Google появились изменения, направленные на борьбу с некоторыми наиболее раздражающими загрязнителями интернета - "фермами контента", к примеру. "Гонка вооружений" продолжается.
Google настаивает на том, что он не использует напрямую запущенную недавно функцию блокировки пользователями нерелевантных результатов в браузере Chrome. Однако, когда речь заходит о том, как алгоритм работает, получается, что новое решение от Google аналогично пользовательскому запрету.
"Если взять первые несколько десятков сайтов, которые пользователи Chrome блокировали чаще всего, то 84 процента из них в новом алгоритме понижаются", - сообщают в компании.
Странное, однако, заявление. Ведь, это могло бы стать огромным стимулом для манипуляции блокировкой. Забудьте о контент-фермах, просто наймите тысячи людей, которые будут просто-напросто блокировать сайты конкурентов. Еще одна сторона "гонки вооружений".
Google же, как волшебник из страны Оз, прячется за своим могучим и таинственным алгоритмом поиска. Если хороший поиск также прост, как щелчок мыши по веб-странице, то все волшебство может испариться.
И, если, каким-то образом вы можете удалить как можно больше спама, сделав это по демографическим либо географическим показателям или даже по личным данным пользователя, то все действительно может быть достаточно неприятным. Особенно, если у Google не будет доступа к любым из этих данных. А у Facebook он будет.
Один из самых интересных экспериментов происходит уже сейчас, он касается возможности поиска по понравившимся на Facebook линкам. Результаты поиска определяются тем, что понравилось вашим друзьям на Facebook, и эти данные хранятся действительно долго.
Социальной сетью пользуются более пятисот миллионов людей, половина из которых проверяют профиль каждый день. Эти люди тратят 700 миллиардов минут на сайте и делятся тридцатью миллиардами единиц контента. Они делятся линками, и люди, чтобы проголосовать за его содержание, нажимает на кнопку "like". В целом это составляет довольно интересный эксперимент поиска c Blekko.
А теперь представьте, что Google может делать со всеми этими данными, и вы поймете, почему социальные сети сейчас так важны для него. Не "убить" Facebook, а попытаться "нейтрализовать" угрозу, чтобы следующий большой скачок в эволюции поисковика не происходил без них. В чем Google обычно плошал, так это в торговле и туризме, вот поэтому предложение от друга, к примеру, отеля в Париже, может стать в поиске результатов хорошей вещью.
Может пройти не один год, прежде чем, Facebook действительно заинтересуется поиском в полной мере. В этом бизнесе так много доходов от рекламы, что бесконечно игнорировать его также не получится. Это, собственно, и должно пугать Google больше всего.