События
Прорыв в исследовании древнееврейских писаний пролил новый свет на период, во время которого была написана Библия. Профессор Гершон Галиль из университета Хайфы расшифровал надпись, датированную 10 веком до нашей эры – период правления царя Давида – и доказал, что написана она на древнееврейском. Таким образом, она стала самой ранней из всех известных надписей на древнееврейском языке. Профессор Галиль говорит: "Они показывают, что королевство Израиля уже существовало в 10 веке до нашей эры, и что, по крайней мере, некоторые из библейских текстов были написаны за сотни лет до дат, общепринятых в наше время". Саму надпись, написанную чернилами на керамическом черепке, обнаружили полтора года назад во время раскопок в Хирбет-Кеяфа возле долины Эла. Надпись датировали 10 веком до нашей эры – временем правления царя Давида – но не смогли определить, на каком языке она была написана: древнееврейском или на одном из местных языков.
"Текст описывает рабов, сирот и вдов. В ней используются характерные для древнееврейского языка глаголы, такие как asah ("сделал") и avad ("работал"), которые редко использовались в других региональных языках. Встречаются в надписях и типично древнееврейские слова - almanah ("вдова"), которые пишутся по-другому в остальных местных языках. К тому же, само содержание надписи характерно только для древнееврейского общества: социальные элементы соответствуют описанным в библейских пророчествах", – объясняет профессор Галиль.
Он также добавляет, что если его расшифровка будет принята, то эта надпись станет самым древним текстом на древнееврейском, а это значит, что письменность у евреев существовала еще в 10 веке до нашей эры: и это противоречит настоящему датированию Библии.
Надпись нашли в провинциальном городе в Иудее. Профессор говорит, что если бы там были писцы, то они могли бы быть неплохими писателями. "Вполне возможно, что в 10 веке до нашей эры в период правления царя Давида в Израиле были писатели, которые могли писать литературные тексты и историографии, такие как книги Судей и Самуила". Он добавляет, что сложность текста, обнаруженного в Хирбет-Кеяфа, наравне с фортификационными строениями местности, опровергают утверждение о том, что королевства Израиль в то время не существовало.
Содержание текста описывает положение социально уязвимых слоев населения. Сама надпись – это призыв заботится о чужеземцах, вдовах и сиротах, и что сам царь должен этим заниматься. Она похожа на библейские писания (Исайя 1:17, Псалмы 72:3, Исход 23:3, и др.), но ясно одно – надпись не скопирована c библейских текстов.