События
Виктор Гамби (Victor Gumbi) задумчиво сидит у костра в тени недавно отремонтированного и вычищенного до блеска стадиона Ellis Park, места, которое одним из многих будет задействовано в чемпионате мира по футболу, который стартовал на этой неделе в ЮАР. Самое популярное спортивное событие в этом году должно было стать благом для Южной Африки, помочь миллионам людей выбраться из нищеты. Но 35-летний рабочий Гамби говорит, что ситуация только ухудшается. Вскоре после того, как Южная Африка была объявлена местом проведения турнира, целый квартал в районе, где он живет, был определен для сноса. Так Йоханнесбург стал готовиться к чемпионату. В конце прошлого года Гамби пришлось жить в построенной на скорую руку хижине посреди блока полуразрушенных домов. Сегодня многие жители заброшенных домов вытеснены чемпионатом. "Они хотят спрятать нас. Они не хотят, чтобы европейцы видели людей, живущих здесь. Поэтому они разрушили эти грязные дома", - говорит Гамби. Он убежден, что до начала игр его выгонят отсюда раз и навсегда.
Высказывания о принудительном выселении слышны по всей стране. Местные СМИ обвиняют южноафриканскую полицию в том, что те собирают бездомных и вытесняют их на многие мили за черту города. Полиция отрицает эти обвинения.
Это не первый раз в мировой истории, когда людей вынуждают покинуть свои дома в преддверии глобальных спортивных мероприятий. Около 15-ти процентов населения Сеула были выселены в результате капитального ремонта столицы накануне Олимпийских игр 1988 года. Двадцать лет спустя более миллиона жителей Пекина оказались на пути бульдозера в преддверии игр 2008 года. В недавнем докладе ООН Ракель Ролник (Raquel Rolnik) рассказала, что в подобных случаях права человека остаются вне закона.
Первый чемпионат мира на африканской земле первоначально был провозглашен, как шансы на повышение уровня жизни в стране для ее примерно 25-ти миллионов бедных жителей. Организаторы изложили целую программу для обеспечения социально-экономических выгод для низших слоев. С тех пор страна инвестировала более четырех миллиардов долларов на модернизацию стадионов, аэропортов и других объектов инфраструктуры. Но в последнее время власти пытаются преуменьшить ожидания от экономических выгод, а аналитики предупреждают, что после окончания игр страна останется ни с чем.
Во-первых, из-за глобального кризиса число потенциальных посетителей сократилось почти на 25 процентов. А требования ФИФА по поводу коммерческой зоны для официальных спонсоров (МакДональдс, Кока-Кола) серьезным образом повлияли на местную уличную торговлю. На президента Джекоба Сума (Jacob Zuma) посыпались обвинения в неспособности справиться с проблемами в стране, все это вылилось в протесты разгневанных жителей во многих городах и поселениях скваттеров.
Пожалуй, нигде разочарование так не ощутимо, как в Кейптауне. Ролник, докладывая о ситуации в ЮАР, сказала, что она получила многочисленные жалобы от его жителей. Их выселили за 16 километров от города на территорию, известную, как Blikkisdorp. Временный лагерь состоит из 1700 металлических хижин, огражденных бетонными плитами. Правозащитники утверждают, что такое выселение жителей, вдали от школ и рабочих мест идет вразрез с международными правами человека. Новоселы жалуются на жестокое обращение полицейских и на холод. «Почему нас переселили сюда? Это место гораздо хуже нашего прежнего», - говорит Франциско Греен (Fracisco Green).
Пока не ясно, сколько было бы выселений, если бы не чемпионат мира. Профессор из университета Родс (Rhodes) Ричард Питхаус (Richard Pithouse) говорит, что идея того, что большие события приводят к выселению людей, стала очень популярной в обществе. «Люди были выселены задолго до чемпионата и будут выселены еще и после него».
Критики, однако, говорят, что политические лидеры в развивающихся странах под предлогом таких мероприятий, как чемпионат мира, стремятся избавиться от присутствия бедных в больших городах. Игры Содружества в этом году пройдут в Дели. 300 тысяч людей уже были выселены за пределы города, чтобы «освободить его от обитателей» к осенней церемонии открытия. Чемпионат мира в 2014 и Олимпийские игры в 2016 должны состояться в Бразилии. 35-ти неформальным обществам в этой стране уже грозит выселение.
Для таких людей, как Виктор Гамби, как 64-летняя Нунгаба Лужалажала (Nonqaba Lujalajala) чемпионат мира по футболу стал по-настоящему грозным предзнаменованием. Нунгаба построила свою хижину 16 лет тому назад, после падения режима апартеида. Тогда, полная гордости и оптимизма на будущее, она не знала, что и спустя годы ее положение мало чем будет отличаться. Она говорит, что с одной стороны рада тому, что футбольные болельщики заполонят города ЮАР. Теперь мир увидит, какая она на самом деле – Южная Африка.