
"Если не будет предпринято решительных действий, то нас ждет мрачное будущее", - говорит руководитель отдела борьбы с курением при центре по контролю и профилактике заболеваний (США) Самира Асма.
Согласно докладу ВОЗ, особенно быстро растет число курящих женщин. Женская доля курильщиков составляет пока 20 процентов от всех курящих в мире. Но исторически сложилось, что табачные промышленники воспользовались либерализацией прав женщин, расширив за счет них свой рынок. Эта схема сегодня может повториться и в странах с низким и средним уровнем доходов.
По данным ВОЗ, производители сигарет тратят десятки миллиардов долларов в год на прямую и косвенную рекламы. В Америке 21 процент взрослого населения курит. Но наибольший рост числа курильщиков наблюдается в бедных и развивающихся странах. Только 26 стран по всему миру ввели запрет на рекламу табачных изделий.
Больше всего курильщиков в Ливане - 58,8 процентов населения. Далее следуют Гвинея (57,6), Науру (48,2), Кирибати (42), Болгария (39,7), Лесото (39,3), Тувалу (37,9), Украина (37,4), Андорра (36) и замыкает десятку лидеров Лаос с 35,7 процентами курящих. Меньше всего курильщиков в Мадагаскаре: там на все взрослое население их приходится 0,1 процента.
Но, тем не менее, далеко не все страны предоставляют данные, а некоторые, имеющиеся у ВОЗ, устарели. Данные по объявленному в 2007 году всемирному мониторингу по курению среди взрослых предоставили пока только 14 стран. "Впервые у нас появляется такая информация по различным странам", - говорит Сара Мирза, эпидемиолог из отдела борьбы с курением ВОЗ. Это позволит специалистам проанализировать тенденции развития курения по всему миру.