События
Легенды о Леонардо да Винчи постоянно окутаны тайной: Как он погиб? Принадлежат ли останки, захороненные в одном из французских замков, на самом деле мастеру эпохи возрождения? Является ли "Мона Лиза" на самом деле скрытым автопортретом? Группа итальянских ученых считает, что ключ к ответам на все вопросы находится в останках мастера, сейчас они добиваются разрешения французских властей на вскрытие могилы и проведение анализа ДНК.
Если череп цел, то ученые смогут подойти к решению вопроса, который захватывают сильнейшие умы специалистов и общественность на протяжении веков: личность Мона Лизы. Как сообщили эксперты, участвующие в проекте, виртуальное, а затем физически восстановленное лицо Леонардо можно будет сравнить с улыбающимся лицом на картине.
"Мы не знаем, что именно мы обнаружим после вскрытия могилы, возможно, там будет только пыль и прах", - говорит Джорджо Группиони, антрополог, принимавший участие в проекте. "Но если останки хорошо сохранились, то они представляют собой ценнейший биологический архив, в котором хорошо сохранилась информация о многих важных событиях в жизни человека, а иногда и о его смерти".
Ведущий специалист исследования Сильвано Винчети отметил, что в ближайшее время он намерен добиваться у французских властей разрешения на вскрытие захоронения. Но во Франции, эксгумация – это длительная юридическая процедура, а в таких вопросах, когда дело касается людей, подобно Леонардо, она может быть очень долгой.
Леонардо переехал во Францию по приглашению короля Франциска I, который назвал его "первым художником короля". Последние три года жизни он провел там и умер в местечке Клу, которое находилось рядом с летней резиденцией монарха в Амбуаз, в 1519 году в возрасте 67 лет.
Первоначальное место захоронения художника, дворцовая церковь Святого Флорентина, была разрушена во время Великой Французской революции, и останки, которые, как полагается, принадлежат ему, были перезахоронены в часовне Святого Юбера рядом с замком.
На надгробии написано просто: "Леонардо да Винчи"; рядом же с ним надпись, которая информирует посетителей о том, что они находятся на месте предполагаемых останков художника, об этом же и говорят различного рода путеводители.
”Группа из 100 экспертов, вовлеченных в проект, называемый "Национальный комитет по историко-художественному наследию", была создана в 2003 году с целью решения самых больших загадок прошлого", - сказал Винчети, автор книг по искусству и литературе. Одна из самых известных мировых картин "Мона Лиза" висит в Лувре в Париже, и только в прошлом году он привлек около 8,5 миллионов посетителей. На протяжении многих веков тайна окружает личность, изображенную на картине, предположений относительно этого высказывались различные: от того жены флорентийского купца до матери Леонардо.
Идея о том, что Леонардо создал "Мона Лизу" как замаскированный автопортрет, заинтриговала ученых. Теории изобиловали: некоторые считают, что в связи с любовью Леонардо к шалостям и загадкам, он за подобной загадочной улыбкой решил спрятать свою собственную личность, другие же говорят о том, что, с учетом предполагаемого гомосексуализма художника, на картине спрятан андрогинный любовник.
Некоторые из них использовали цифровой анализ, накладывая изображение бородатого Леонардо на портрет Мона Лизы, показывая тем самым как идеально совпадают черты лица.
В случае предоставления доступа к месту захоронения, итальянские специалисты планируют использовать миниатюрные видеокамеры и георадар, который воспроизводит образы подземного пространства с помощью радиолокационных волн, это все будет проделываться с целью подтверждения наличия костных останков. Затем ученые планируют провести эксгумацию останков и попытку провести на них углеродное тестирование.
В основе исследования лежит вопрос: являются ли кости на самом деле останками Леонардо, будет проведен также и ДНК тест. Целесообразность проведения ДНК тестов вызывает у некоторых исследователей сомнения, так как на сегодняшний день нет достоверно проверенной информации о каких-либо прямых потомков Леонардо или их захоронениях, которые могли бы с уверенностью отнести к близким родственникам художника.
Но даже в отсутствии анализа ДНК, другие испытания смогут дать полезную информацию, включая и то, какому полу принадлежат останки, а также был ли их владелец молодым или пожилым человеком. Эксперты также будут искать патологии и другие свидетельства о причине смерти. По утверждению Винчети, туберкулез или сифилис, к примеру, могли оставить значительный след на костной структуре.
"При наилучшем развитии событий (если сохранился череп) эксперты смогут сделать томографию и реконструировать лицо", - говорит Франческо Малегни, профессор антропологии, который специализируется на реконструкции и воссоздании лиц известных итальянцев, в том числе и Данте.
Даже в рамках Комитета эксперты расходятся во мнениях относительно личности Мона Лизы. Некоторые считают идею об автопортрете необоснованной и бессмысленной, другие поддерживают ее. Но большинство исследователей все же склоняются к тому, что на картине изображена либо наложница спонсора художника, флорентийского дворянина Джулиано Медичи, или Лиза Джерардини, супруга богатого торговца шелком Франческо дель Джокондо.