События
Если раньше человек, смотря на портрет Мона Лизы, удивлялся загадочности её улыбки, которая будто бы лучиться, а через пару мгновений хмурится, то теперь, когда секрет полностью раскрыт, удивлению пришёл конец. Такое разное восприятие улыбки происходит из-за того, что наши глаза посылают в мозг смешанные сигналы относительно данного явления. Различные клетки сетчатки передают различные категории информации, проходящей по особым каналам в мозг. Эти каналы кодируют данные о размере объекта, об его четкости, яркости и месторасположении в поле зрения.
"Иногда один канал быстрее доносит информацию до мозга, в этом случае человек видит улыбку, а иногда его опережает другой, в этом случае, улыбка исчезает", - отмечает Луиз Мартинес Отеро, нейрофизиолог испанского института неврологии.
Это не первый раз, когда учёные пытаются в буквальном смысле по полочкам разложить шедевр Леонардо да Винчи. В 200 году, Маргарет Ливингстоун, невролог из Гарвардской медицинской школы доказала, что улыбка Мона Лизы более ясно видна при рассмотрении её с периферийных позиций по сравнению с тем, когда человек смотрит прямо на картину. В 2005 году, команда американских исследователей предположила, что случайным образом появляющийся шум при прохождении информации пути от сетчатки глаза до зрительной коры определяет, видим мы улыбку или нет.
Чтобы получить более полное представление о причинах исчезающей улыбки Мона Лизы исследователи просили добровольцев смотреть с различных аспектов, которые обрабатываются различными визуальными каналами, и отмечать видят ли они улыбку.
В начале эксперимента они попросили людей смотреть на различного размера воспроизводства картины с различных расстояний. Находясь достаточно на большом расстоянии от картины, а также при исследовании картины в уменьшенном варианте практически никто из принимавших участие в эксперименте не увидел вообще никакого выражения лица.
Когда добровольцы приближались к картине или смотрели на большую её копию, они все четче видели улыбку, прием они её видели тем яснее, чем больше была картина. Данный факт позволяет предположить, что клетки сетчатки, ответственные за передачу информации центрового зрения также четко передают сигналы в мозг о том, что Мона Лиза улыбается, как и клетки, ответственные за периферийное зрение.
Далее, специалисты выявили, как свет влияет на наше восприятие выражения лица на портрете. Два типа клеток определяют яркость объекта по отношению к окружающей его обстановке: "центровые" клетки, которые возбуждаются только при освещении их центра, данные клетки помогают нам видеть яркие звёзды в ночном небе, а также "нецентровые" клетки, которые начинают работать только тогда, когда их центры не освещаются, благодаря данному виду клеток мы можем читать темный текст на светлом фоне.
Один из исследователей показывал испытуемым в течение 30 секунд перед тем, как они смотрели на портрет, белый или черный экран. Люди чаще видели улыбку после того, как смотрели на белый экран. Это означает, что в это время "нецентровые" клетки отключены, а за видение улыбки отвечают "центровые" клетки.
Также в данном исследовании сыграло роль и то, куда именно при оценке наличия улыбки смотрели участники. Специалисты смогли это определить, используя специальное программное обеспечение.
Те, кто утверждали, что видят улыбку, старались сосредоточиться на левой части её рта – еще одно подтверждение того, что клетки, ответственные за передачу информации центрового зрения, выявляют наличие улыбки. Но, смотря на левую сторону рта, почти все испытуемые, увидевшие улыбку, несколько секунд вели наблюдение, используя периферийное зрение, что говорит о его не меньшей важности.
Специально ли Леонардо да Винчи стремился к тому, чтобы посеять такую путаницу в глазах зрителей, не говоря уже об учёных? Мартинес уверен в этом. "Он писал в одном из своих дневников, что стремился создать точно такое же динамическое выражение лица, которое однажды увидел на улице".