Немного истории
Сахалин, изначально населенный коренными народами (в основном айнами), стал предметом территориальных споров между Россией и Японией. В 1855 году был заключен Симодский трактат, признавший совместное владение островом. Однако, после Русско-японской войны 1904-1905 годов, по Портсмутскому мирному договору, южная часть Сахалина (Карафуто, как его называли японцы) отошла к Японии. Лишь после Второй мировой войны, в 1945 году, весь Сахалин вошел в состав СССР. С тех пор территориальный вопрос остается болезненной темой в отношениях между Россией и Японией.
Инженерное чудо
История маяка Анива началась в 1930-х. Японское правительство осознавало стратегическое значение этой точки для судоходства, особенно в условиях частых туманов и сильных течений. Проект был доверен инженеру Миуре Синобу, который спроектировал сооружение, учитывающее сложные климатические условия. Строительство заняло два года и было завершено в 1939 году. Сейчас, конечно, трудно представить, как тогда осуществлялась доставка стройматериалов к маяку и строительство в таких условиях!
Добирались мы долго: стартовав из Южно-Сахалинска в 6 утра на внедорожнике, доехали до поселка Новиково, где пересели на моторные лодки и отправились в путь по воде. В дороге нас сопровождали стаи дельфинов – незабываемое зрелище! Дорога суммарно заняла около пяти часов, но оно того стоило!
Маяк – девятиэтажная круглая башня высотой 31 метр. Внутри башни располагались помещения для оборудования, жилые комнаты для смотрителей, кухня и складские помещения. На самом верху находился мощный светооптический аппарат, обеспечивавший видимость маяка на расстоянии до 17,5 морских миль (около 32 километров).
Особенностью маяка Анива была его автоматизация. Он работал на дизель-генераторах, а его светооптический аппарат управлялся специальным механизмом, который вращал линзы и обеспечивал заданный ритм вспышек. Это позволяло обслуживать маяк небольшому количеству людей.
Поскольку оборудованного пирса нет, высаживались прямо на скалу. Подъёма к самому зданию маяка тоже нет (он был утрачен): с плиты первого яруса свисают лишь веревки, так что залезать пришлось по скалам, держась в верхней части подъёма за арматурные выпуски. С оборудованием за плечами задача была не из лёгких. Собственно, главной задачей экспедиции было создание трёхмерной модели маяка с помощью беспилотников.
После окончания Второй мировой войны маяк Анива стал советским. Он продолжал выполнять свою навигационную функцию, но со временем оборудование устаревало, а количество смотрителей сокращалось. В 1990-х годах маяк был переведен на питание от радиоизотопного термоэлектрического генератора (РИТЭГ), что позволило полностью автоматизировать его работу.
Внутри маяк разделен на несколько ярусов:
Цокольный этаж: здесь располагались дизельная станция и аккумуляторная
На первом этаже находился производственный склад и кухня
Второй этаж был отведён под радиорубку
С третьего по пятый этаж размещались жилые комнаты, где могло разместиться до 12 человек.
Забвение и разрушение
В начале 2000-х годов, с развитием современных навигационных технологий, маяк Анива потерял свое значение. В 2006 году РИТЭГ был вывезен, а маяк был заброшен. С тех пор он стоит без присмотра. Сейчас маяк передан в собственность Сахалинской области (когда-то был активом Минобороны РФ).
На самом верху маяка Анива находился светооптический аппарат. Состоит из мощной лампы и системы линз, которые фокусируют свет и направляют его в заданном направлении.
К концу светового дня усилился ветер и поднялись волны, так что садились мы в лодку с большой осторожностью. Сам маяк и окружающие скалы оккупировали чайки, которые здесь и гнездятся.
Перспективы
В бюджете на 2025 год Сахалинской областью заложено 101,2 миллиона рублей на изменение внешнего вида маяка. Эти средства пойдут на создание проектно-сметной документации. Экспертам предстоит провести комплексное обследование, инженерные изыскания, разработать проектную документацию и пройти все необходимые экспертизы.
Что планируется:
- Причальная стенка и лестница к маяку.
- Площадки для дизель-генераторных установок, хранения топлива и воды, размещения септика.
- Уточнение возможности организации вертолетной площадки и зоны для хранения отходов.
- Места для сезонного пребывания дежурного персонала.
Возвращение к истокам:
Самое главное — планируется вернуть объекту первозданный исторический вид. Внутри будет расположен музей маячного дела, рассказывающий об истории маяка и морского дела на Сахалине.
Сроки и стоимость:
Реконструкцию планируют начать в 2025 году, сроки выполнения строительно-монтажных работ будут определены в проектной документации. Завершить проектные работы планируется до 30 мая 2025 года. Стоимость работ пока не называется, но уже понятно, что счет пойдет на сотни миллионов рублей. Работы предстоят сложные, учитывая труднодоступность объекта.
Так что будем следить за новостями и надеяться на лучшее.
Интересные факты:
- Маяк Анива считается одним из самых опасных и труднодоступных маяков в мире.
- Изображен на многих фотографиях и картинах, посвященных Сахалину, не зря его называют символом острова.