Если вы хотя бы раз смотрели «Треугольник», наверняка ловили себя на мысли: что именно здесь происходит — и почему? Этот психологический триллер режиссёра Кристофера Смита выглядит как история о женщине, попавшей в бурю, но постепенно оборачивается чем-то другим. Гораздо более тревожным.
Фильм оставляет множество вопросов, особенно к финалу. Но чтобы дойти до них, сначала нужно понять главное — как устроена временная петля и почему Джесс снова и снова оказывается на борту судна-призрака под названием «Эол».
Кто такая Джесс и почему она здесь?
Главную героиню зовут Джессика. Она мать-одиночка, воспитывающая сына по имени Томми — ребёнка с признаками аутизма. Уже с первых сцен становится ясно: у Джесс сложные отношения с собой и с жизнью. Она устала. На пределе. И когда сосед Грег приглашает её на прогулку на яхте, она принимает это почти автоматически. Как шанс на короткий побег.
Компания на борту подобрана странно. Есть сам Грег — мужчина, с которым Джесс флиртует, но держится настороженно. С ним — его друзья Салли и Дауни, немного претенциозные, немного обиженные. Также с ними — Хизер, подруга Салли, и Виктор — юноша, которого Грег приютил у себя.
На середине залива всё обрывается. Сначала — мёртвая гладь. Потом — шквал. Удар, переворот, мачта падает, Хизер исчезает за бортом… Кажется, выжившие потеряны, но вскоре к ним подплывает огромный круизный лайнер. На его борту — название «Aeolus» и никого. Почти.
С чего начинается цикл?
«Эол» — не просто корабль. Он становится ареной событий, которые повторяются с пугающей точностью. И с каждой новой попыткой Джесс оказывается втянута глубже — не только в происходящее, но и в собственную вину.
Первое, что стоит понять: на лайнере одновременно находятся сразу несколько версий Джесс. Все — одна и та же женщина, но с разным опытом.
Первая версия (назовём её Джесс Один) — та, за которой мы следим в фильме. Она думает, что впервые оказалась здесь, но на деле к моменту её прибытия на корабле уже присутствуют Джесс Три и Джесс Четыре. Это важно.
Типы Джесс: кто что знает?
Сценарий фильма в общем оперирует двумя типами Джесс:
- Тип Первый — та, кто ещё не помнит петлю. Её реакция естественна: страх, растерянность, попытки понять.
- Тип Второй — та, кто уже всё осознаёт. Она возвращается в цикл добровольно, веря, что сможет его разорвать.
Раз за разом они меняются местами. И в каждой новой версии Джесс начинает как Тип Первый, а затем — при столкновении с самой собой — становится Вторым.
Кроме того, существует особое «ответвление» — домашняя петля. В этой версии Джесс возвращается домой и видит… другую Джесс. Ту, которая кричит на сына, тащит его, бьёт. Этот эпизод всегда кончается одинаково: Джесс в приступе отвращения убивает себя — буквально вторую себя. И снова едет на пристань. Снова уходит в море. Снова попадает в цикл.
Что именно происходит на борту?
Хронология внутри фильма нелинейна, но если выстроить её по порядку, картина становится чётче.
Джесс Один, та самая, которую мы воспринимаем как «главную», поднимается на «Эол», где её уже опережают две версии — Три и Четыре. Джесс Три уже в маске — она убийца, охотится на остальных. Джесс Четыре пока незаметна, она наблюдает.
В ходе событий Джесс Один случайно убивает Виктора из своей группы, а затем становится свидетельницей гибели остальных — их убивает Джесс Три.
Позже Джесс Один сама надевает маску. Она понимает: чтобы вернулся парусник, должны умереть все и тогда петля перезапустится. И она делает то, что делала до неё Джесс Три. Цикл замыкается. Она убивает своих товарищей — теперь уже как новый убийца — и в конце падает за борт.
Дом, повтор, смерть
На берег она возвращается одна. Но там её ждет сцена, которая рушит последнее представление о реальности: в доме уже есть Джесс. Другая. Та, что с ребёнком. Та, что кричит и наказывает. Та, которую нынешняя Джесс не может больше выносить.
Она её убивает. Убирает. Едет. Находится на пристани, как будто всё снова.
И да — всё повторяется. Та же яхта. Те же люди. Та же буря. Но теперь Джесс уже осознаёт происходящее. Она — Тип Второй. И всё начинается заново.
Почему всё это происходит?
«Треугольник» не даёт прямых ответов. Но есть отсылки. Например, название корабля — «Эол» — это имя древнегреческого повелителя ветров. В мифах он запирал их в мешке, не давая вырваться наружу. Совпадение? Вряд ли.
Фильм всё чаще сравнивают с легендой о Сизифе — человеке, который был обречён вечно катить камень в гору. Каждый раз, когда он почти достигал вершины, камень срывался вниз. Цикл без выхода.
Так и здесь: Джесс каждый раз надеется на спасение, делает шаг, но неизбежно возвращается в начало.
Почему она не может победить?
Внутри петли у Джесс есть шанс. Она уже многое знает. Видела предательство самой себя. Помнит, где ловушки. Но каждый раз — проигрывает. Слишком устала? Слишком поздно?
Есть детали, которые сбивают с толку. Например, некоторые предметы — как ружья и патроны — сбрасываются в исходное состояние. А тела — нет. Трупы Салли копятся в углу, мешки с трупами множатся. Странное правило: материя накапливается, но система обновляется.
Один из самых жутких моментов — когда Джесс замечает кучу мёртвых птиц, выбрасываемых ею на дорогу. Они лежат там, гниют. Как и тело мёртвой Джесс в мешке.
А финал?
Фильм кончается неразрешённостью. Джесс снова на борту. Снова с людьми, которых только что убила. И снова с попыткой всё изменить.
Что-то внутри неё верит, что есть выход. Что достаточно просто сделать всё правильно. Но, возможно, как бы она ни старалась, всё уже написано. И, может быть, сам зритель в какой-то момент начинает понимать: он тоже в ловушке. В этой истории. В этом повторе.
А что если цикл никогда не прервётся?