Это была холодная зимняя ночь периода Второй мировой войны, когда 17 февраля 1941 года три спасательные шлюпки отплыли от Gairsoppa, 412-футового британского грузового судна, плывшего по пути из Индии в Ливерпуль, Англия. Корабль был загружен чаем, железом и тоннами серебра. Из-за плохой погоды и недостаточного количества угля, корабль был вынужден был вынужден отойти от военного конвоя у берегов Ирландии.
Когда капитан начал обратный путь, на западном побережье Ирландии, торговое судно и его экипаж, состоящий из 86 мужчин, пострадали от торпеды, запущенной с нацисткой подводной лодки. Судно ушло под воду в течение 20 минут.
Оказавшись во власти ветра и волн, две шлюпки вскоре также затонули. Третья шлюпка плыла в течение 13 дней, и только один человек, второй офицер Ричард Айрес (Richard Ayres), пережил долгий путь к берегу.
Теперь, спустя 70 лет после драматического потопления, кладоискатели объявили об обнаружении затонувшего судна, которое они нашли в 300 милях от побережья Ирландии на глубине около трех километров. Этот улов, как полагается, считается самым крупным обнаружением драгоценных металлов, потерянных в море.
По данным американской компании Odyssey Marine Exploration Inc по подводной археологии до 240 тонн серебра на сумму более 200 миллионов долларов будет поднято со дна к весне следующего года. "Первый этап проекта завершен, мы обнаружили месторасположение и идентифицировали корабль, теперь мы усердно работаем над стадией восстановления", - рассказывает Эндрю Крейг (Andrew Craig), старший менеджер проекта.
Место крушения было найдено с помощью подводного робота, которому потребовалось три с половиной часа для того, чтобы спуститься на дно Атлантического океана. Робот заснял несколько кадров, открывающие уникальный вид на ржавый корабль, лестницу, палубу, кормовой компас и даже нетронутый туалет.
Торпедные отверстия в корпусе также хорошо видны. Хотя ничего из драгоценного металла не попало в кадр, команда исследователей уверена, что он все еще там. На самом деле, видеозаписи показали наличие сундуков с чаем, которые, по сообщениям, находились на борту. По общим данным, судно перевозило 2600 тонн чугуна, 1765 тонн чая, 2369 тонн основного груза и 200 тонн серебра в слитках и монетах.
«Нам повезло найти место кораблекрушения очень быстро, оно легко доступное, поэтому мы сможем выгрузить груз через люки», - говорит исполнительный директор Odyssey Marine Exploration Inc Грег Стэмм (Greg Stemm). Компания заключила эксклюзивный контракт с британским правительством в 2010 году на поднятие груза. В соответствии с соглашением компания оставляет в своем распоряжении 80 процентов стоимости серебра.