На этой неделе на аукционе продали статую воина майя за рекордную сумму: 4 миллиона долларов! Такое знаменательное событие для покупателя и аукционного дома Binoche Et Giquello омрачает заявление мексиканского правительства, которое утверждает, что статуя – подделка. Аукционисты же говорят, что статуя подлинная, и обвиняют правительство в намерении запретить законную продажу артефактов доколумбовой эпохи.
В 1972 году в Мексике приняли закон, ограничивающий количество частных коллекций, состоящих из древних предметов искусства. Коллекционеры могли оставить у себя артефакты, которыми владели на момент принятия закона, но с условием их регистрации в правительстве. С 1972 года любой артефакт, найденный на территории Мексики, считается национальной собственностью страны. К тому же, закон запретил вывоз артефактов доколумбовой эпохи за границу.
Ставки в истории со статуей высоки, но дело не только огромной сумме, выплаченной за нее. На самом деле речь идет о том, можно ли продавать древние артефакты. Сами аукционисты считают, что мексиканское правительство хотело таким образом пошатнуть доверие покупателей к рынку артефактов доколумбовой эпохи. Последствия этого могут весьма печальными: предметы искусства попадут на черный рынок. В отличие от аукционных домов, которые постоянно проверяются, черный рынок никто не контролируют.
Искусная подделка
Аукционист Александр Джикелло (Alexandre Giquello) говорит, что о статуе писали с 1976 года. Этот предмет искусства высотой в полтора метра, раскрашенный в зеленый, голубой, и оранжевый цвета, обсуждался на профессиональных форумах и в публикациях, и его осматривали эксперты. Аукционный дом датировал статую 550-950 годами нашей эры.
Представители Национального института истории и антропологии Мексики, которые проверили подлинность статуи только на основании фотографий, утверждают, что ее изготовили совсем недавно. Воин майя – это смешение элементов, не присущих только одной культуре: например, майя не носили зашнуровывающиеся сандалии, но они присутствуют на статуе. К тому же, воин изображен в преклоненном положении, что опять же несвойственно майя. В ответ на это Джикелло заявил, что первоначально воин сидел на троне, которого сейчас нет.
В данной ситуации остается либо пожалеть покупателя, который стал владельцем подделки, либо поздравить его, если мексиканское правительство все же ошибается.