В свое время достаточно много шума было поднято относительно возможных рисков для здоровья, которые существуют при сканировании тела в аэропорту.
Однако, дозы облучения очень незначительны: низкая энергия радиоволн также вредна, как и фонарик, а аппарат обратного рассеивания рентгеновских лучей настолько слаб, что лучи даже не проникают в организм, а отскакивают обратно.
Однако, большинство путешественников подвержены гораздо более опасным рискам. Летные экипажи и частые путешественники очень восприимчивы к целому ряду заболеваний, начиная от рака и сердечно - сосудистых болезней и оканчивая потерей слуха, зрения, психическими и когнитивными расстройствами.
Ниже представлены самые серьезные опасности, поджидающие вас при полетах.
Болезни
Большинство людей знают, что они, вероятно, могут простудиться во время воздушных путешествий. Причиной этого является сочетание низкого уровня влажности, который подсушивает естественный защитный механизм организма и большого количества людей со всего мира, каждый из которых непонятно чем заражен.
Согласно данным исследования 2004 года, опубликованного в журнале "Экологические эксперименты в области здравоохранения", риск подхватить простуду при перелете поднимается в 100 раз, однако, долгосрочного воздействия на здоровье перелеты практически не оказывают. При этом, витаминные добавки или конфеты с эхинацеей и цинком, находящиеся в продаже как профилактические средства, приносят очень мало пользы.
Более серьезный риск для здоровья связан с пищевыми расстройствами на рейсах или непосредственно в пунктах назначения. Также стоит отметить и проблему акклиматизации, когда вы покидаете привычную вам зону комфорта и оказываетесь в чрезмерном холоде, влажности и т.д. Неудачная акклиматизация может привести к различным последствиям, начиная от тошноты и общего недомогания и оканчивая внезапной смертью.
Большинство опасностей подстерегает тех, кто очень часто летает. Однако, "случайный пассажир" также находится в зоне высокого риска подхватить серьезное заболевание, вызванное внезапным изменением условий окружающей среды, будь то низкий уровень влажности в салоне самолета или же радикально отличающаяся пища, вода и температура в месте назначения.
Реальная опасность для всего человечества, а не только для пассажира – это возможный перенос пандемии. Почти каждый случай полиомиелита и кори в США связан с перелетом, когда инфицированный человек по прибытии в страну заражает взрослого или ребенка, которые по какой-либо причине не были привиты.
Синдром эконом класса
Если сидеть в стесненных условиях в течение длительного периода времени, то это принесет вам не только неудобства, это может убить вас, вызывая образование тромбов, обычно в ногах, которые затем могут добраться до легких и вызвать легочную эмболию. В медицине это называют тромбозом путешественника, который вызывает тромбоз глубоких вен. Несмотря на то, что вы можете получить это заболевание и при полетах в первом классе, и при езде на автомобиле, все же у вас там есть больше пространства, которое, по большому счету не играет никакой роли. Однако, именно поэтому заболевание назвали синдромом эконом класса, где пространство между сидениями ограничено.
Тромбоз путешественника – это совсем не новое заболевание. В английском медицинском журнале сообщалось об этом еще в 1950-х годах. Грустно, но со временем сиденья в самолете стали располагаться все ближе и ближе, а американцы становились все крупнее и крупнее. Факторы риска были многочисленными и включали в себя ожирение, недавно перенесенные операции, плохое кровообращение, заболевания сердца, возраст, применение оральных контрацептивов или наличие беременности.
Сгустки могут формироваться в течение 30 дней после путешествия или же в любой другой период неподвижности, причем большинство тромбов рассасываются сами по себе. Поэтому истинная статистика развития тромбоза глубоких вен по причине авиаперелетов не известна. Ежегодно сообщается лишь около 20 случаев тромбоза путешественника, которые привели к эмболии легочной артерии. Однако, небольшое исследование, проведенное в Новой Зеландии, говорит о том, что у приблизительно 1 процента авиатуристов развивается тромбоз. Из этого следует, что если ежегодно услугами авиакомпаний пользуются приблизительно 2 миллиарда пассажиров, то у около 20 миллионов человек развивается тромбоз, приводящий к эмболии, при этом летальным исходом дело заканчивается для не менее тысячи человек.
Ваша единственная защита – это носить свободную одежду, пить много воды, проделывать несложные упражнения или же позволить себе такую роскошь, как возможность спать в горизонтальном положении в первом классе.
Вызванная шумом потеря слуха
Можем ли мы летать беззвучно? Так называется статья в журнале Popular Science. Видя, что с 1947 года уровень децибел остается таким же и сегодня, ответ будет отрицательным. В данной статье детализируются проведенные усилия по снижению уровня шума в задней части салона самолета. Для справки: уровень шума в ночном клубе – 100 децибел, при загруженном трафике – 80 децибел, при нормальном разговоре – 60 децибел. В салоне самолета уровень шума составляет 75-85 децибел и выше в задней части, где находится двигатель самолета. Иногда шум там достигает 100 децибел.
Во время любого полета, продолжительностью более 4 часов, в зависимости от того, в какой части самолета вы сидите, вы в большей или в меньшей степени подвергаете себя риску потери слуха. Чем чаще вы летаете, тем выше ваши шансы получить индуцированную шумом потерю слуха. Профессиональные ограничения по безопасности, установленные американским национальным институтом безопасности и здоровья, составляют 88 децибел в течение четырех часов и 85 децибел в течение восьми часов. Пассажир, который находится в хвосте самолета, сильнее подвержен риску потери слуха, чем стюардесса, которая имеет право передвигаться.
Согласно исследованию 2009 года, опубликованному в журнале "Перспективы аудиологии", пассажиры еще сильнее усложняют дело, когда надевают наушники, добавляя тем самым лишних 5 децибел шума, чтобы заблокировать слышимый ими шум. Хорошей новостью является то, что существуют шумозащитные наушники, которые могут сократить уровень шума до 40 децибел.
Стоит отметить, что боль в ухе, вызванная изменениями давления воздуха редко приводит к постоянной потере слуха. Теоретически это возможно, но такие примеры становятся "тематическими исследованиями" в медицинской литературе.
Синдром смены часового пояса
Вряд ли человеческий организм предназначен для того, чтобы улететь из Токио в полдень во вторник и спустя 12 часов оказаться в Вашингтоне и тут же улететь обратно. Исследование, опубликованное в журнале "The Lancet" в 2007 году, которое анализировало около 500 исследований, связанных с авиацией и здоровьем, обнаружило, что последовательное разрушение ритмов тела, а также усталость, вызванная длительными путешествиями, могут привести к ухудшению настроения, когнитивным расстройствам, расстройствам сна, а также к возможным болезням сердца и раку.
Краткосрочные проблемы от смены часовых поясов включают в себя очевидную усталость, потерю концентрации внимания, раздражительность и потерю аппетита.
Космические лучи
Представьте себе прохождение процедуры сканирования тела, а теперь умножьте воздействие сканера на несколько тысяч раз.
На большинстве международных рейсах, вы подвергаетесь совсем незначительной дозе радиации космических лучей, состоящих из заряженных энергией частиц, в основном протонов. Чем дольше полет и чем ближе вы находитесь к Северному полюсу, тем сильнее доза.
В группе повышенного риска находятся те, кто летает постоянно – это пилоты и стюардессы.
К примеру, риск заболеть раком у человека, который всю жизнь летал, в несколько раз выше по сравнению обычными людьми. Тем не менее, ученым пока не удалось доказать, что увеличение риска связано именно с воздействием космических лучей.