Абсолютный слух, который заключается в способности определять абсолютную высоту музыкальных звуков, явление достаточно редкое. Многие люди утверждают, что обладают абсолютным слухом, однако чаще всего они путают эту способность с некоторыми другими специфическими способностями, связанными со слухом.
По сути, абсолютный слух – это как если бы у человека в голове находился свой собственный камертон, позволяющий ему определить любую ноту без того, чтобы сравнивать прозвучавший звук с другими звуками известной высоты.
Данную способность ученые долгое время считали результатом длительных и интенсивных музыкальных занятий, которые следовало начинать в самом раннем возрасте. Однако недавние исследования позволили ученым выдвинуть предположение, согласно которому абсолютный слух связан, скорее, с врожденными (генетическими) признаками, нежели чем с усердными занятиями музыкой и прилежными тренировками голоса.
В то же время более ранние исследования были направлены, главным образом, на то, чтобы установить связь между занятиями музыкой и вероятностью развития и совершенствования абсолютного слуха. Как оказалось, данная версия также имеет право на существование; она особенно подтверждается, когда речь идет о так называемых тоновых языках, то есть, о языках, использующихся для различения смысла повышение и понижение тона. В частности, это мандаринский диалект китайского языка.
Действительно, вероятность развития абсолютного слуха гораздо ниже у людей, которые разговаривают на русском или английском (или на любом другом нетоновом языке), даже если речь идет об усиленных занятиях музыкой. Диана Дойч (Diana Deutsch), профессор психологии из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego), была одной из тех ученых, которые решили всерьез выяснить, следствием чего чаще всего является абсолютный слух – генетических признаков или интенсивных занятий музыкой?
"Что не вызывает сомнений, так это то, что занимавшиеся музыкой индивидуумы, которые разговаривают на нетоновых языках, могут стать обладателями абсолютного слуха, однако в этом случае речь идет о крайне редком таланте, - уверена профессор Дойч. – А вот что менее понятно, так это то, почему большинство других людей, которые прошли аналогичную музыкальную подготовку, не развили у себя абсолютного слуха". Чтобы пролить свет на данный вопрос, Дойч и ее коллега Кевин Дулай (Kevin Dooley) провели исследование, в котором приняло участие 27 англоязычных взрослых.
Семь из участников исследования обладали абсолютным слухом, однако каждый из 27-ми начал серьезно изучать музыку еще в 6 лет (а кое-кто и раньше). Ученые протестировали возможности памяти субъектов исследования, использовав специальный тест, позволяющий выяснить, как много цифр способен человек удерживать в памяти кратковременно и немедленно выдавать в правильном порядке. Цифры испытуемым показывали на экране компьютера или надиктовывали.
Как оказалось, люди с абсолютным слухом проявили себя лучше именно в той части теста, когда требовалось запомнить надиктованные цифры. Что же касается цифр, отображаемых на экране компьютера, то тут обе группы людей (с абсолютным слухом и без него) показали практически одинаковые результаты. По мнению Дойч, данное наблюдение имеет высокую важность, поскольку более ранние исследования показали, что способность лучше других справляться с воспроизведением надиктованных чисел обусловлена специфическими генетическими характеристиками.
"Таким образом, результаты нашего исследования дают возможность сделать следующий вывод: абсолютный слух связан с необычными возможностями памяти по запоминанию произнесенных звуков", - подвела итог профессор Дойч. По мнению профессора, обнаруженная закономерность может также объяснять тот факт, что люди, обладающие абсолютным слухом, демонстрируют выдающиеся способности по освоению разговорной речи еще в самом маленьком возрасте.