Кроме запаха при производстве бумаги создается побочный продукт под названием "коричневая жидкость". Хотя это густое вещество часто повторно используется заводами в качестве источника топлива, шведские эксперты электроники использовали его для создания новых недорогих катодов батареи, которые, как утверждают они, являются лучшей альтернативой драгоценным и редким металлам.
Большинство катодов добываются из металлов, в том числе редких, что повышает стоимость всей батареи. Если мы хотим распространения солнечной и ветровой энергии, мы должны искать более дешевые и экологически безопасные способы их сохранения. Профессор университета Линчепинга Олле Инганас (Olle Inganas), а также польский исследователь Гжегож Милжарек (Grzegorz Milczarek) из Познаньского технологического университета считают, что решение этому нашлось. "Природа решила проблему давно",- подчеркивает Инганас в своей статье о катоде.
Исследователи говорят, что они были вдохновлены тем, как химически активные молекулы под названием "хиноны" ("quinones") транспортируют электроны в процессе фотосинтеза. Они выбрали коричневую жидкость, поскольку она содержит вещества лигнины, богатые органическими соединениями, которые могут быть преобразованы в хиноны.
Чтобы создать свой катод, Инганас и Милжарек объединили производные лигнина от коричневой жидкости с проводящим полимером под названием "полипиррол". Вместе материалы создают катод, проводящий и сохраняющий заряд. Работа исследователей была опубликована в журнале Science.
Однако у нового катода все же есть недостатки. Наиболее значительным является то, что аккумулятор медленно выпускает свой заряд в режиме ожидания, теряя его в течение нескольких часов. Исследователи обнаружили, что производные лигнина зависят от того, как они были выработаны. В настоящее время планируется работа по оптимизации батареи, пробуя различные производные.
В случае успеха коричневая жидкость вполне может превратиться в батарею.