Дети, которые в первые пять лет своей жизни воспитывались в бедности, вероятнее всего "перенесут" подобное в свою взрослую жизнь. Причем, ничего удивительного нет в том, что растущие в условиях бедности дети, вероятнее всего, останутся таковыми и в более зрелые года.
Но новые исследования показывают, что самые ранние периоды жизни являются наиболее важными при определении будущих доходов человека. Еще более поразителен тот факт, что все больше исследований показывают, что бедность в детстве вызывает долговременные изменения в мозге – от изменений в его общей структуре до изменения уровня экспрессии генов.
Специалисты говорят, что полученные данные свидетельствуют о важности работы программ, которые непосредственно направлены на удовлетворение потребностей маленьких детей. "Самый ранний получаемый опыт, хороший или плохой, "встраивается" в наше тело", - говорит Джек Шонкоф (Jack Shonkoff), специалист Гарвардского университета в Кембридже.
"Если ваш жизненный опыт начинается с испытанием невзгод и стресса, они трансформируются в изменения, происходящие в структуре мозга, что, в свою очередь, приводит к изменениям в клеточных и нейронных связях, и в итоге происходят долговременные изменения в системе выражения ДНК", - говорит исследователь из университета Колумбии в Ванкувере Томас Бойс (Thomas Boyce), который провел несколько испытаний, на основе чего и пришел к озвученным выводам.
"Дети из бедных семей во многом показывают худшие результаты. Это известно уже давно. Что на самом деле интересно, так это наша способность говорить об этих вещах как о том, что вызвано низким уровнем дохода, а не о том, что связано с кругом особенностей, свойственных нищете", – рассказывает Кэтрин Магнусон (Katherine Magnuson), которая разрабатывала специализированные тесты, оценивающие здоровье и поведение детей.
Грег Дункан (Greg Duncan), специалист университета Калифорнии в Ирвине, изучал информацию о доходах, здоровье, образовании и других факторах группы детей, рожденных между 1968 и 1975 годами. Позже он проследил их жизнь вплоть до зрелого возраста. В итоге Дункан обнаружил, что дети, в семье которых зарабатывали меньше, чем 25000 долларов в год в 2005, возрастание дохода на 3000 долларов в течение первых пяти лет жизни ребенка трансформировалось в будущем на увеличение на 17 процентов доходов самого ребенка, а также на значительное увеличение его рабочих часов в год. Эффект длился, как минимум до 37 лет, и не зависел от ряда других факторов, связанных с низким уровнем дохода, таких как образование или плохое состояние здоровья.
Однако, эта взаимосвязь исчезла после того, как Дункан решил исследовать зависимость более поздних детских годов и бедности.
Другие исследования показали, что низкий доход в семье коррелирует с низкой когнитивной функцией у детей. Ответом на вопрос, почему уровень дохода родителей оказывает сильнейшее воздействие на мозг, на когнитивные способности, а также на модель поведения и будущие доходы детей, может быть тот факт, что наличие денег позволяет родителям покупать своим детям вещи, которые обогащают его окружающую среду, такие как книги и многое другое.
Помимо прочего, при низком уровне доходов в семье ребенок постоянно чувствует накопившееся в доме чувство стресса. И на самом деле, многие биологические изменения, наблюдаемые в мозге, происходят под длительным воздействием стресса.
Факты свидетельствуют о том, что оба эти механизма способствуют развитию когнитивных и поведенческих проблем у детей из малообеспеченных семей. Это означает, что следует обращать внимание не только на дошкольное образование детей.
"Мы сосредотачиваемся на потенциале раннего детства как на очень чувствительном периоде", - говорит Дункан. "Все разработанные экономические системы преобразований не разграничивались по возрастной направленности. Не считалось нужным выделять семей с маленькими детьми в отдельную категорию, сейчас самое время подумать об этом, поскольку это хорошая возможность защитить особо важный период раннего детства от ненужных потрясений", - подытожил Дункан.