Становимся ли мы более творческими, развивая свой интеллект? Каким образом интеллект и творческие способности взаимодействуют друг с другом?
Психолог Дин Кит Симонтон (Dean Keith Simonton) полагает, что "интеллект – это строго когнитивная структура, в то время, как творчество – это более сложный механизм". Как и другие исследователи творческих способностей, он различает понятия "немного творческая личность" и "человек с высокоразвитой креативностью".
Он говорит, что творчество в повседневной жизни и решение ежедневных проблем есть ни что иное, как низкая степень творчества, которая очень тесно связана с интеллектом, поскольку именно при помощи интеллекта человек приобретает навыки решения проблем. "Когда мы говорим о человеке с высокоразвитыми креативными способностями, мы подразумеваем того, кто способен генерировать новые идеи, создавать какой-то продукт, который производит впечатление на других людей, будь то стихотворение, короткий рассказ, журнальная статья, патент и т.д.", - добавляет Симонтон.
"Это что-то конкретное, дискретный продукт, который оригинален и обладает адаптивной функцией. Данный вид творчества, творчества с большой буквы, включает в себя целый букет характеристик, помимо наличия интеллекта".
В своей статье "Креативная личность: 10 парадоксальных черт творческого человека" креативный психолог Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi) пишет, что "в таких людях легко сочетается игривость и дисциплина, ответственность и безответственность", а также, что "творческие люди одновременно умные и наивные". Он говорит, что творческие люди зачастую обладают очень высоким уровнем интеллекта, однако, согласно данным некоторых исследований, после достижения определенного уровня IQ, интеллект уже перестает каким либо образом взаимодействовать со степенью творчества.
Эволюционный психолог Найджел Барбер (Nigel Barber) отмечает, что некоторые из самых талантливых и творческих людей в мире набирали не очень высокое количество баллов при прохождении IQ тестов. Высокий показатель IQ может быть необходим для творчества, но этого недостаточно. В качестве одного из примеров он приводил Моцарта, который всю жизнь любил яркие нелепые костюмы и обладал очень грубым и пошлым чувством юмора. В фильме "Амадей" он был изображен легкомысленным и незрелым. Однако, его поклонники отказываются признавать тот факт, что один из самых ярких композиторов всех времен мог обладать тривиальным интеллектом.
"Стоит отметить, что люди с синдромом Вильямса (индивиды, страдающие им, характеризуются специфической внешностью, а также общей задержкой умственного развития при развитости некоторых областей интеллекта) могут быть музыкально одаренными, но при этом быть не в состоянии завязывать шнурки на своих ботинках".
Нам известно, что интеллект очень важен в таких областях творчества, которые требуют наличия когнитивного компонента, но является ли его наличие таким же важным в областях искусства? Многие исследования на данную тематику пришли к выводу, что интеллект и творчество по существу не связаны друг с другом, однако, подчеркивается, что познание является центром творческой мысли.