Новое исследование полагает, что дети, которые пользуются популярностью, за исключением тех, кто расположен на вершине социальной лестницы, вероятнее всего, будут вести себя очень агрессивно по отношению к другим детям.
Причем это не агрессия способствует росту популярности. Как говорит автор исследования социолог в университете Калифорнии в Дэвисе Боб Фарис (Bob Faris), дети, становясь более популярными, одновременно становятся более агрессивными. Он предполагает, что подросток, видя мучения других, тем самым, стремится заполучить свой статус.
Фарис и соавтор исследования Диана Фелмли (Diane Felmlee) провели исследование, в котором в течение года они изучали учащихся восьмых, девятых и десятых классов. "Мы обнаружили, что по мере увеличения популярности, агрессия также неустанно увеличивалась", - поясняет Фарис. Ученые представили свои выводы в февральском номере журнала "Американский социологический обзор" (American Sociological Review).
Сети агрессии
Многие исследования детской агрессивности фокусируются на чертах характера хулиганов и их жертв. Эти исследования показывают, что у хулиганов чаще всего "смутная" жизнь в семье, и они сильнее подвержены риску развития депрессии и другим психическим расстройствам. Их жертвами часто становятся не пользующиеся популярностью дети.
Фарис и Фелмли были больше заинтересованы не в индивидуальных чертах агрессоров, а в обнаружении социальных сетей, в которых происходит запугивание. Для этого они использовали данные долгосрочных исследований общественных школ в трех округах Северной Каролины.
В опросах, анализируемых экспертами, приняли участие около 3700 учеников. В анкете были вопросы о дружбе, а также их просили указать конкретного человека, с которым они хотели бы подружиться. Помимо прочего, были вопросы относительно как физической агрессии, так и эмоциональной агрессии, которая включала оскорбления и осмеяние.
После проверки переменных, связанных с влиянием на возникновение агрессии, а также сопоставления их с такими факторами, как частота свиданий, занятий спортом, средний балл учебы, социально-экономический статус и физическое развитие, ученые обнаружили, что ученики, которые "обладали более высоким авторитетом" в социальных кругах, были более агрессивными.
Центральное место в обществе – это чуть более сложное явление, нежели простая популярность: это означает, что у ребенка или подростка не просто много друзей, а у него много друзей, которые также социально заметны. Фарис добавил, что эти воротилы школьного возраста имеют много социальной власти среди своих сверстников.
Фарис также подчеркивает, что постепенное увеличение агрессии происходит до тех пор, пока учащийся не попадает в 2 процента самых популярных учеников. В этот момент агрессия внезапно исчезает. Лучшие 2 процента, на самом деле, менее агрессивны, чем дети, находящиеся внизу социальной группы.
"Мы не можем исключать возможность того, что дети, находящиеся на самом социальном верху, действительно отличаются от остальных, они невероятно милы, и их все любят", - продолжает Фарис. Другие данные свидетельствуют о том, что чрезвычайно популярные дети находятся в достаточной безопасности, поэтому им больше не приходится быть агрессивными. Еще одно исследование Фариса, которое в ближайшее время будет опубликовано, показало, что чем больше дети заботятся о своей популярности, тем более агрессивными они становятся, предполагая, что тактика запугивания принесет им социальное восхождение.
Еще один предварительный вывод говорит о том, что в то время, когда общая агрессия вряд ли поможет росту популярности, но точечная, направленная на конкретного ученика, может принести свои плоды. Тем не менее, Фарис отказался обсуждать полученные результаты до тех пор, пока они не будут проверены независимыми экспертами.
Мальчики и девочки
Исследователи также изучали то, как кросс-гендерная дружба влияет на агрессию у детей, и обнаружили очень сложную взаимосвязь. В целом, дети, у которых много друзей противоположного пола на 16 процентов менее агрессивны по отношению к сверстникам своего пола. Школы, в которых обучается примерно равное количество мальчиков и девочек, и они дружат между собой, также менее агрессивны в целом. Но в школах, где кросс-гендерная дружба – это редкость, дети, у которых есть друзья противоположного пола, более агрессивны.
Это кросс-гендерные послы (Фарис их называет "гендерные мосты") встречаются редко, поэтому трудно говорить о полученных результатах со стопроцентной уверенностью. По его словам, может происходить следующее: дети, которые выполняют роль "гендерных мостов" пропорционально являются более популярными из-за их способности общаться с противоположным полом.
"Они действительно находятся в самом центре общественной жизни школы", - поясняет Фарис. Примечательно, что две трети учеников, принимавших участие в исследовании, отметили, что они никогда не дразнили и не мучили своих коллег. Это делает их свидетелями происходящего, именно поэтому, как говорит Фарис, так важно проводить соответствующие занятия по просвещению этих самых свидетелей, поскольку именно с их молчаливого согласия процветает хулиганство. Многие исследователи разработали специальные программы по изменению школьной культуры и по борьбе с хулиганством, которые поощряют "свидетелей" противостоять издевательствам.
"Если направить силу именно на таких свидетелей, то появится шанс на создание новой школьной культуры, где агрессия ни поощряется, ни вознаграждается", - подытожил Фарис.