Во многих культурах сова символизирует мудрость. Начиная от Афины, греческой богини мудрости, и басен Эзопа и заканчивая сказкой о Винни-Пухе, сова всегда выступала как символ прозорливости.
Однако, к кому мы можем обратиться в человеческом мире в поисках мудрости? В исследованиях, где участникам было предложено обозначить лиц, которых они считали мудрыми, средний возраст указанных людей составлял 55-60 лет. Часто в рассуждениях на тему мудрости приводятся в пример такие старожилы, как Ганди, Конфуций, Сократ, королева Елизавета и т.д. Очевидно, общественность полагает, что мудрость приходит с возрастом.
Однако, является ли на самом деле возраст условием для приобретения мудрости? Все мы знаем наверняка не одного пожилого человека, которому не достает мудрости, при этом знакомы с молодыми людьми, которые очень мудры. Люди не всегда, конечно, достигают "умственного пика" к старости, в конце концов, когда морщины начинают появляться на лице, они исчезают в мозгу. Мозг незначительно уменьшается в размерах с возрастом, также старение приводит к снижению когнитивных способностей, что в некоторых случаях означает развитие различных видов деменции, таких как, к примеру, болезнь Альцгеймера.
Хотя философы и религиозные традиции на протяжении веков рассуждали о природе мудрости, эта концепция не становилась предметом исследования вплоть до 1950 года. Это был тот период, когда психоаналитик Эрик Эриксон (Erik Erikson) создал восемь стадий теории жизненного цикла человека. На каждом этапе человек сталкивается с внутренней борьбой, в результате которой разрабатываются различные аспекты личности. К примеру, борьба младенца – это противостояние между доверием и недоверием, когда они чувствуют, что могут доверять окружающим, у них развивается чувство надежды. На последней стадии Эриксона, которая называется "старость" люди борются, чтобы найти баланс между их личным чувством целостности и поражением в лице смерти и физического распада. Если целостность побеждает, то результат этой борьбы, по словам Эриксона, - это мудрость.
Работы Эриксона проложили путь для дальнейшего психологического изучения мудрости и ее связи с возрастом. Тем не менее, Эриксон не определил, что он имел ввиду под понятием мудрости, и, как вы можете себе предположить, такой серьезный вопрос очень трудно свести к простому тестированию в лабораторных условиях.
Что такое мудрость?
Начать следует с некоторых идей о том, что мудрость за собой влечет. Хотя не существует одного четкого и общепринятого определения мудрости, некоторые понятия вновь и вновь проявляются при проведении исследований на данную тематику. Среди регулярно повторяющихся характеристик присутствуют:
• Интеллект и знания
• Понимание человеческой природы (в том числе концепции неопределенности и релятивизма между культурами)
• Эмоциональная устойчивость
• Смирение
• Способность делать выводы и учиться на пережитом опыте
• Открытость
• Навыки решения проблем и справедливость суждений
Все эти черты в общей сложности складываются в магическую силу мудрости, которая используется для решения основных жизненных проблем, а также в погоне за хорошей жизнью и благами. Восприятие мудрости, однако, может несколько отличаться в зависимости от культурных традиций, а также от социальных факторов и факторов окружающей среды.
Конечно, это довольно длинный список качеств, и, как вы можете себе представить, нет простого определения мудрости. Эта трудность лишь усугубляется, когда вы посмотрите на некоторые пункты, которые являются очень расплывчатыми, как, к примеру, эмоциональная устойчивость. Такие пункты очень трудно измерить в отличие от стандартных, как "интеллект и знания". Тем не менее, так как мудрость – это вершина человеческой личности, многие исследователи считают, что нам следует двигаться в направлении понимания того, о чем говорит слово "мудрость".
Психологи пытаются разработать системы, которые будут оценивать мудрость в количественных масштабах, эти тесты, как правило, связаны либо с автобиографическим интервью, в котором человек рассказывает о своем отношении к мудрости, или же это тесты, в которых человеку предоставляют на рассмотрение несколько сложных сценариев или дилемм, а затем спрашивают об его мнении на их счет. На основе высказанного мнения и делаются выводы относительно мудрости человека.
Рассмотрим пример. 14-летняя девочка хочет уйти из дома. Как следует отнестись к этой ситуации? Тот, кто скажет, что 14-летний ребенок ни при каких условиях не должен покидать родного дома, наверняка, сочтется не мудрым. Тот же, кто учтет различия между культурами и наличие таких факторов, как домашнее насилие, может посчитаться мудрым.
Независимо от того, что исследователи могут "измерить" мудрость того или иного человека, между собой они не могут договориться об определении этого понятия, поэтому проводимые тесты измеряют различные аспекты мудрости. Пример 14-летней девочки – это часть проекта Berlin Wisdom Project, который направлен на изучение таких аспектов мудрого человека, как его речь или умение выполнять поставленные задачи.
Хотя этот проект проложил путь исследованиям мудрости, многие полагают, что программа чрезмерно сосредоточена на измеримых аспектах мудрости, при этом не обращает внимания на нематериальные характеристики, такие как эмоциональная устойчивость. Эта вторая сторона мудрости говорит о том, что в то время как большое количество знаний и интеллекта являются необходимыми условиями мудрости, она выходит далеко за рамки простого изучения той или иной книги и применения прочитанного на практике.
Несмотря на то, что различные исследования изучают различные аспекты мудрости, все они сходятся в одном: им интересно знать влияет ли возраст на мудрость.
Развитие мудрости
Проект Berlin Wisdom Project, программа, которая больше заинтересована в интеллектуальных и измеримых компонентах мудрости, обнаружила после проведения нескольких исследований, что пожилые люди не умнее. Более того, существует ограничение "оптимальной производительности мудрости", которое настигает людей в среднем и пожилом возрасте. Эти исследования, судя по всему, коррелируют со снижением когнитивной функции и "обесцвечиванием" воспоминаний, что часто происходит с людьми в пожилом возрасте.
Однако, если добавить эмоциональный фактор, то пожилые, кажется, обладают большими шансами, чтобы стать мудрыми. В одном из экспериментов мудрости, в котором оценивались когнитивные и эмоциональные факторы, больше всего баллов набрала 67-летняя мать семерых детей, выросшая в бедности и не окончившая среднюю школу. Это наводит на мысль о том, что при оценке мудрости человека следует все же учитывать позитивный характер и эмоциональную устойчивость, полученную с возрастом и опытом.
Возьмем, к примеру, исследование 2008 года, в котором специалисты университета Альберты и университета Дьюка использовали функциональную магнитно-резонансную томографию для того, чтобы заглянуть внутрь мозга людей, которые рассматривали эмоционально сложные изображения. Изучаемая группа состояла из пожилых и молодых участников, при этом люди старшего возраста реже проявляли негативное отношение к изображениям. Также сканирование мозга взрослых участников эксперимента показало наличие четкой связи между частью мозга, ответственной за эмоции (миндалина) и частью, связанной с эмоциональным контролем (передняя поясная кора).
Исследователи полагают, что способность старших участников эксперимента контролировать свои эмоциональные реакции и оставаться более позитивными в условиях эмоциональной провокации – это та черта, которая приходит с возрастом. Интересно, что нравственность, которая включает в себя такой же баланс эмоций, также связывают с мудростью, то есть тот, кто демонстрирует более высокий уровень моральных суждений аналогичным образом проявляет себя и при прохождении тестов на степень мудрости.
Это не говорит о том, что молодые люди не могут быть мудрыми, они просто не в состоянии контекстуализировать ее также, как взрослые. В одном из исследований, людям всех возрастов были заданы вопросы о мудрости, о том, как она связана с пережитым опытом и к каким изменения привела. Подростки смогли рассказать историю, связанную с мудростью, однако, они не смогли соединить ее с общей жизненной картиной. Взрослые люди рассказали об уроке, который им преподнес тот или иной жизненный случай, и некоторые из них включили его в широкий жизненный опыт. И лишь пожилые люди отметили последствия, приведшие к действиям, на которые их вдохновила полученная в результате опыта мудрость.
К примеру, школьный учитель отметил выбор той или иной дисциплины, которая привела его к осознанию новой философии обучения детей, в то время, как совсем молодые люди говорили об области разрешения конфликтов с родителями, что не относится к какому-либо большому жизненному опыту.
Вполне возможно, что люди всех возрастов могут быть мудрыми, но как со временем преображается взгляд человека на многие вещи, так же преобразуется и мудрость. К примеру, молодой человек может проявить мудрость в выборе работы, однако он это делает с чувством наличия безграничного количества времени впереди. С другой стороны, пожилой человек, зная, что время носит более ограниченный характер, проявит другой тип мудрости в принятии решения, потому что он или она знает, что время тикает.
Выше мы уже упоминали Эрика Эриксона, чей жизненный цикл быстро привел его к осознанию мудрости. В 1980-х годах Эриксон обновил свой жизненный цикл знаниями, которые пришли к нему в возрасте 87 лет. Эриксон решил, что выученный урок на каждой стадии каким-то образом добавляет потенциал мудрости к 8 стадии. Если младенцу удалось развить чувство доверия и надежды, то он или она, более вероятно, смогут осознать ценность взаимозависимости. Осознание этого может помочь человеку понять смысл благ, которые будут необходимы для достижения мудрости. С такими ценностями, как эмпатия, стойкость и смирение, которые разрабатываются на каждом жизненном цикле, человек закончит свою жизнь, будучи целостным.