Картины того, как дельфины взаимодействуют со своими умершими сородичами, поднимают вопрос о том, что они, вероятно, понимают концепцию смерти. Было отмечено, что афалины, проживающие в Западной Греции, по-разному реагируют на смерть товарища в зависимости от того умер он внезапно или же после длительной болезни.
На самом деле интерпретация поведения животного после смерти сородича сопряжена с трудностями. Смерть редко наблюдается в дикой природе, поэтому человек легко может ошибочно перенести свои чувства по отношению к смерти на животного. Тем не менее, некоторые виды интеллектуально развитых и социальных животных, таких как гориллы, шимпанзе и слоны, часто после смерти их сородича демонстрируют особое поведение, которое некоторые интерпретируют как траур.
Таким образом, учитывая тот факт, что постоянно растет число сообщений о необычном взаимодействии китообразных с их умершими собратьями, а также учитывая открытие того, что у них есть специализированные нейроны, которые связаны с эмпатией и интуицией, греческое исследование пришло к выводу, что дельфины, возможно, обладают очень сложной реакцией на смерть.
Джоан Гонсальво (Joan Gonzalvo) из научно-исследовательского института Тетис, базирующегося в Милане, наблюдала с 2006 года за популяцией афалинов, обитающих в заливе Амвракикос. В июле 2007 года, она и ее команда увидели, как мать взаимодействует с ее мертвым новорожденным детенышем. Она подняла труп над поверхностью воды, в очевидной попытке заставить его дышать. "Это повторялось снова и снова, иногда отчаянно, в течение двух дней", - говорит Гонсальво. "Мать не расставалась со своим детенышем".
У новорожденного дельфина была повреждена нижняя челюсть, что позволяет предположить, что он был убит другим дельфином. "Детоубийство свойственно этому виду", - говорит Гонсальво. Осознавая возможность перенесения человеческих эмоций на животных, она тем менее предположила, что мать находилась в трауре относительно внезапной смерти ее детеныша.
Освобождение от страданий?
Годом позже, Гонсальво наблюдала 2-3-месячного дельфина, которому было трудно плавать. Его тело было повреждено, возможно, пестицидами или загрязнениями тяжелых металлов. "Появились его взрослые сородичи и пытались помочь умирающему животному остаться на плаву, но он продолжал угасать, спустя примерно час он умер".
Вспоминая свое предыдущее наблюдение, Гонсальво решил, что животные останутся с погибшим "товарищем", однако, вопреки ожиданиям группа дельфинов тут же покинула это место. "Моя гипотеза заключается в том, что в данном случае умирающему товарищу просто была оказана поддержка, и когда он умер, "работа" группы была сделана, поэтому они тут же покинули это место. Они знали, что смерть близка, они были готовы к ней". Тем не менее, Гонсальво признает, что такого рода интерпретация является спекулятивной и вывод сделан на основе ограниченных данных, поэтому в настоящее время она собирает примеры других исследований прежде, чем опубликовать свои наблюдения.
Ингрид Виссер (Ingrid Visser), специалист одного из исследовательских центров в Новой Зеландии, также наблюдала за афалинами и за тем, как их самки ведут себя с мертвыми детенышами. Она интерпретировала их поведение, как траур и горе. Однако, она признает, что поведение животного может быть просто неправильным, поскольку оно может не осознавать, что детеныш мертв. "Однако, нам известно, что у китообразных есть нейрон, который связан с чувством горя у человека". Таким образом, это позволяет ей предполагать, что такое поведение является выражением горя.
Обряды смерти
Виссер отмечает, что была свидетелем подобных вещей, происходивших, когда китов выбрасывало на берег. "Когда один из них умирал, другие, проплывая мимо, останавливались, будто проверить или убедиться, что товарищ действительно мертв. Если мы пытались заставить их плыть мимо, без остановки, они активно сопротивлялись и возвращались к мертвому сородичу. Неизвестно, понимают ли они смерть, но они обязательно останавливаются, чтобы погоревать. Именно об этом говорит их поведение".
"Полученные многими учеными выводы крайне интересны, однако, мы не можем знать, что происходит в голове у животного, потому что это вне нашей досягаемости. В связи с этим, любые выводы будут спекулятивными".