Маленькие дети славятся тем, что часто копируют взрослых, но новое исследование показывает, что малыши тщательно выбирают того, кого им копировать, основываясь на том, стоит ли, по их мнению, доверять этому взрослому или нет.
К примеру, если ранее взрослый "засветился" нечестным поведением, то ребенок менее вероятно будет ему подражать. Исследователи разделили 60 детей в возрасте от 13 до 16 месяцев на две группы. В первой группе "неблагонадежные" экспериментаторы, выражая волнение, заглядывали внутрь контейнера и приглашали детей проверить, есть там игрушка или нет. В этом эксперименте ящик был пуст. Во второй группе экспериментатор был "надежным", поэтому когда дети копировали энтузиазм взрослых и заглядывали внутрь коробки, они находили там игрушку.
Во второй серии экспериментов дети наблюдали за теми-же людьми, которые проводили с ними первые испытания. На этот раз взрослые использовали лоб, а не руки для того, чтобы нажать на выключатель и выключить свет. Затем они наблюдали, будет ли ребенок копировать их поведение.
Результаты показали, что 61 процент малышей из "надежной" группы подражали иррациональному поведению использования лба для выключения света. При этом, лишь 34 процента детей из второй группы подражали "неблагонадежным" специалистам, которые ранее уже обманули их.
"Это показывает, что ребенок будет имитировать поведение надежного взрослого", - говорит ведущий специалист исследования Иви Брукер (Ivy Brooker). "С другой стороны, такое же поведение ненадежного взрослого трактуется как иррациональное или неэффективное, поэтому ему не стоит подражать".
Данные согласуются с предыдущими исследованиями в этой области, которые пришли к выводу, что у детей есть большой опыт по выявлению надежности взрослого на основе его предыдущего поведения. В 2007 году специалисты Йельского университета обнаружили, что даже дети 6-месячного и 10-месячного возраста способны понять характер человека и, используя эту информацию, решить, стоит с ним "поболтать" или нет.
"Как и дети более старшего возраста, малыши "отслеживают историю" человека и используют полученную информацию для создания образа той или иной личности. В частности, дети не хотят учиться у человека, которого они воспринимают, как ненадежного".