Новое исследование обнаружило, что когда в возрасте примерно полугода младенцы начинают лепетать, тем самым готовясь начать говорить, они перестают сосредотачивать свое внимание на глазах говорящего, теперь они полностью поглощены изучением рта рассказчика.
"Когда примерно к 1 году малыши уже в состоянии сказать простые слова и утверждения, они снова начинают концентрироваться на глазах взрослых", - говорит психолог Дэвид Левковиц (David Lewkowicz). Ученый полагает, что если малышу удается сопоставить то, что сказал взрослый с тем, как он это сказал, маленький болтун начинает искать в глазах взрослого сигналы для общения.
"Младенцы начинают читать по губам в тот период, когда они начинают лепетать первые слова. В то время они реагируют на то, что видят и слышат как на единый стимул", - говорит ученый.
Исследователям уже давно известно, что взрослые для понимания речи используют чувства, отличные от звукового восприятия. Но раньше полагалось, что дети учатся говорить, только слушая, как это делают взрослые. Новые результаты показывают, что чтение по губам является таким же ключевым элементом в процессе обучения, как и восприятие речи на слух, при этом присутствие навыка чтения по губам по достижению ребенком годичного возраста, может быть сигналом, предупреждающим о наличии коммуникативных расстройств, к примеру, аутизма.
В рамках исследования были протестированы 179 младенцев из английских семей в возрасте 4, 6, 8 и 12 месяцев. Специальные устройства фиксировали взгляд ребенка при прослушивании речи на родном языке и на иностранном (в данном случае испанском). Дети в возрасте от 8 месяцев до 1 года читали по губам, слыша как речь на своем языке, так и на иностранном. Дети в возрасте 4-6 месяцев, слыша речь на родном языке, смотрели в глаза говорящему, при этом, когда человек заговаривал на испанском языке, они тут же переключались на его рот. Специалисты также отметили, что увеличение знаний по родному языку постепенно отметало необходимость восприятия новых звуков речи, при этом, когда малыши слышали незнакомый язык, их взгляд снова возвращался на губы говорящего.
Исследователи подчеркивают, что у детей в возрасте от 8 месяцев до года зрачки значительно расширялись, когда они слышали испанскую речь, таким образом, они выражали удивление, услышав незнакомые слова. Дети, которые продолжают читать по губам на второй год своей жизни, испытывают повышенный риск развития аутизма или других подобных заболеваний. К 2 годам дети с аутизмом избегают зрительного контакта и сосредотачиваются на губах говорящего, однако, новые результаты говорят о том, что подобные нарушения в развитии ребенка могут быть выявлены еще раньше.
Таким образом, новое исследование говорит о том, что в возрасте от 6 до 12 месяцев считается нормальным, что ребенок тщательно следит за движением губ взрослого. Ранее научному сообществу не было известно о том, что если по достижению года ребенок продолжает читать по губам, то это может быть признаком развития у него аутизма или других подобных расстройств. Данное исследование наглядно это продемонстрировало.