"Дети – это самые великие обучающиеся "машины" во вселенной", - говорит Элисон Гопник (Alison Gopnik), психолог из университета Калифорнии, в Беркли. "Представьте себе, что компьютер может узнавать так же много и так же быстро, как это делает ребенок", - продолжает Элисон, автор книг "Ученый с колыбели" и "Философский ребенок".
Ученые, такие как Гопник, давно знают, что здоровый мозг новорожденного содержит около 100 миллиардов нейронов, по мере взросления эти клетки мозга создают обширные соединения синапсов и различных соединений (в возрасте 2-3 их уже 15000), которые позволяют малышам изучать языки и приобретать социальные навыки, а также постоянно получать знания о том, как выжить и преуспеть в своей социальной среде.
Взрослые, тем временем, как правило, больше сосредотачиваются на цели, вместо того, чтобы позволить действовать силе своей фантазии. Именно это сочетание – настроенные на цель взрослые и открытые к новому опыту дети – является идеальным для "обучения" компьютера новым трюкам.
"Нам нужно трезвое планирование в сочетании с розовыми мечтами", - говорит Гопник. Она и ее коллеги отслеживают в лаборатории когнитивные шаги, которые дети используют для решения задач, а затем включают полученные данные в проект расчетных моделей. Их различные эксперименты, независимо от того, идет ли речь о выборе леденцов определенного цвета, вращающихся или музыкальных игрушек, показывают, что младенцы, малыши и дошкольники уже проверили гипотезы, оценили статистические шансы и пришли к выводам, основанным на старых и новых доказательствах. Подобные детские разведочные и "вероятностные" рассуждения могут сделать компьютеры не только более умными, но и более гибкими и "человечными".
"Маленькие дети способны решать проблемы, которые до сих являются вызовом для компьютеров, такие как изучение языков и выяснение причинно-следственных связей", - говорит Том Гриффитс (Tom Griffiths), директор вычислительной научной лаборатории Калифорнийского университета. в Беркли. "Мы надеемся сделать компьютеры умнее, поскольку хотим, чтобы они походили на детей".
К примеру, в одном эксперименте, младенцам показали две банки, в одной из которых было больше розовых леденцов, чем черных, а в другой наоборот. Затем, исследователи взяли по одному леденцу из каждой банки, скрыли их цвет и поместили в отдельную емкость, стоящую рядом с банкой. Далее младенцам разрешили потянуться за леденцами, и в абсолютном большинстве случаев, они потянулись к спрятанному леденцу, расположившемуся в емкости рядом с банкой с розовыми конфетами.
"Мы считаем, что дети делают расчеты в своих головах о том, с какой стороны подобраться, чтобы получить тот леденец, который они хотят", - говорит один из ведущих специалистов исследования Фей Ху (Fei Xu), психолог Калифорнийского университета в Беркли.
Ученые говорят о создании компьютера, подобного ребенку, который мог бы взаимодействовать с людьми более разумно и ответственно, в результате чего улучшилась бы и его работа, и работа других технологий, в том числе искусственного интеллекта. К концу весны Гопник, Гриффитс и другие специалисты Калифорнийского университета в Беркли, а также компьютерные ученые и философы планируют запустить работу междисциплинарного центра по развитию человека и далее продолжать эту линию исследований.