Удаленным или дистанционным образованием в наше время никого не удивишь. Официально методы дистанционных образовательных технологий были утверждены в России 6 мая 2005 года. Тем не менее, россияне начали использовать эти технологии еще в 1990-х годах, несмотря на то, что интернет не был достаточно развит в стране. В те годы в России очень небольшой процент людей были пользователями интернета.
В России интернет родился в сентябре 1990 года, когда появился первый национальный домен .su. Четыре года спустя появился еще один домен для России - .ru. 25 сентября 2010 года количество доменных зон .ru преодолело показатель в три миллиона. В 2011 году российский интернет отмечает свой 21 день рождения.
Интернет – технологии дали многим россиянам возможность пользоваться преимуществами дистанционного образования. Это является мечтой тех людей, которые учились в "доинтернетовские" времена, сейчас же они могут только завидовать тем студентам, которые живут и учатся в 21 веке. Новое поколение может получать знания буквально в постели.
Многие россияне помнят заочные курсы английского языка, которые были крайне популярны в стране в 1990-х годах. Курсы были организованы Европейской школой по заочному обучению. Все необходимые материалы – учебники, тетради, аудиокассеты и т.д. отправлялись студентам по почте. Естественно речь идет об обычной почте. Человек должен был заплатить за курс, изучить необходимые материалы, выполнить упражнения, а затем отправить их обратно по почте. Учитель проверял задания, после чего принимал решение о возможности дальнейшего обучения данным человеком.
Такие программы еще существуют, хотя в те годы у них не было аналогов. В настоящее время дистанционное обучение стало реальной возможностью практически в любом колледже. Эта форма обучения способна решать многие образовательные задачи. Более того, это дает возможность обучаться тем людям, которые физически не в состоянии посещать колледж или другое высшее учебное заведение.
В 2011-2012 годах эта форма обучения станет доступной детям со слабым здоровьем в Омской области России. Леонид Полежаев, губернатор региона, отметил, что многие дети, таким образом, получат доступ к образовательным ресурсам, несмотря на их место жительства и состояние здоровья. В настоящее время проект предназначен для тех детей, которые часто пропускают школу из-за проблем со здоровьем. В дальнейшем проект планируется развивать, и в 2014 году он станет доступным для детей с ограниченными возможностями.
Дистанционное обучение уже введено в таких отдаленных территориях Российской Федерации, как Камчатка, Ямал и Якутия. На Камчатке проект начал развиваться еще в 2008 году. Также был запущен проект и на Ямале, ориентированный на детей-инвалидов. В прошлом году 31 ребенок из Ноябрьска и Уренгоя приняли участие в процессе дистанционного обучения. Проект будет развиваться до тех пор, пока не охватит все районы Ямала. На эти цели было выделено более 11 миллиардов рублей.
Что касается Якутии, то в республике есть свой институт дистанционного обучения. Он был создан в 1996 году. Многие люди, которые живут далеко от областного центра, обладают возможностью получить высшее образование. Технологии для дистанционного обучения детей-инвалидов были введены в практику совсем недавно.
Центр дистанционного образования для детей-инвалидов является государственным образовательным учреждением. Центр создан в рамках программы реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы. Центр специализируется на дистанционном обучении детей-инвалидов из различных регионов республики. В нем используются современные компьютерные технологии. Семьи, в которых проживают такие дети, обеспечиваются компьютером и другим необходимым оборудованием. В общей сложности центр помогает 235 детям-инвалидам из 22 муниципальных районов Якутии.
У дистанционного обучения есть свои вариации. Люди могут выбирать варианты, которые им ближе всего для того, чтобы избегать монотонности в процессе своего образования. Можно выбрать чат-классы с использованием технологий чата. Существуют также веб-классы, которые подразумевают конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы и другие варианты, доступные с помощью всемирной паутины. Также есть несинхронизированные формы обучения, которые проходят на специальных форумах, где студенты могут задавать свои вопросы преподавателям и получать комментарии.
Актуальны и телевизионные конференции. Такие классы не так широко используются, но посредством них можно объединить большое количество студентов, проживающих в разных городах, районах, странах и даже на разных континентах. Есть также еще один способ, который пока широко не применяется. Этот метод подходит только для обучения детей-инвалидов. Речь идет о методе так называемого дистанционного присутствия. Не так давно Россия запустила проект R. Bot по созданию 100 роботов. Серийное производство роботов не было запущено (один робот стоит около 100000 долларов), но новое оборудование уже проходит испытания.
В одной из московских школ был проведен эксперимент. Степан Сопин не в состоянии посещать занятия в школе по состоянию здоровья. Мальчик страдает от лимфобластного лейкоза. Проблема его образования была решена с помощью телекоммуникационных технологий. Мальчик остается дома, но использует свой компьютер для того, чтобы слышать, видеть и говорить с помощью робота. Учитель задает ему вопросы, и он на них отвечает. Учитель также может видеть мальчика через специальный монитор, установленный на роботе. Если результаты эксперимента окажутся успешными, метод, скорее всего, будет использоваться, чтобы помогать детям-инвалидам.
Для России это новинка. В Канаде, к примеру, такие роботы начали использоваться еще с 2000 года. Более того, в настоящее время преподаватели могут давать частные уроки через Skype. Такие занятия экономят время и создают иллюзию физического присутствия.