Социальные навыки – это, пожалуй, те навыки, которые необходимо с детства развивать у каждого человека, если только не ставится цель изолировать его от общества. Изначально, конечно, никто никого не планирует изолировать. Так откуда тогда берутся стеснительные люди, с очень низким уровнем социальной адаптации? И не просто стеснительные, а такие, которым это стеснение мешает общаться, развиваться, налаживать связи, да и просто жить. Есть ли какой-то шанс помочь таким людям, если перевоспитать их почти не представляется возможным? Да и воспитывались они в равных условиях с весьма общительными индивидуумами. Ученые уверены: люди, у которых возникают сложности с адаптацией в социуме (в частности, проблемы с общением в новых компаниях, на новой работе и т. д.) имеют шанс исправить ситуацию, если на помощь им придет окситоцин – так называемый гормон любви.
Как известно, окситоцин играет важную роль в любви и дружбе, а также участвует сразу же после родов в налаживании отношений между матерью и ребенком. Но на этом его роль не заканчивается. По мнению исследователей из Колумбийского университета (Columbia University) в Нью-Йорке, гормон окситоцин может реально помочь стеснительным людям в налаживании социально-психологических связей – в новом коллективе, к примеру. При этом ученые подчеркивают, что действие гормона практически не ощущается на тех людях, у которых уже достаточно развиты социальные навыки.
"Широко распространено мнение, что окситоцин может помочь всем людям научиться сопереживать и ставить себя на место другого человека, - рассказывает исследователь Дженифер Бартс (Jennifer Bartz) , адъюнкт-профессор медицины из Колумбийского университета. – Наше исследование развенчало этот миф. Более того, мы считаем, что окситоцин способен помочь только тем людям, которые не могут применить по причине стеснительности свои социальные навыки" .
Исследователи изучили уровень социальной адаптации 27-ми взрослых здоровых мужчин с помощью специального теста, который позволяет узнать, как себя люди ведут в той или иной ситуации, возникающей в социуме. Затем исследователи в произвольном порядке выбрали несколько мужчин, которым был назначен гормон окситоцин. Другим участникам эксперимента дали плацебо – "пустышку" под видом лекарства.
После этого молодым мужчинам показали видеозаписи, на которых разные люди обсуждали друг с другом какие-то эмоциональные события из своей жизни. Затем участников эксперимента попросили изложить свои размышления по поводу эмоциональных ощущений каждого из показанных на видео людей. Рассуждения испытуемых позволяли сделать соответствующие выводы об уровне их социальной адаптации.
Как оказалось, люди, которые набрали меньше всего очков в первом тесте (с наименее развитой социальной адаптированностью), и которые приняли окситоцин, значительно лучше справились со вторым заданием, чем те, которым досталось плацебо. На тех мужчин, которые изначально показали хороший уровень социальной адаптированности, окситоцин не оказал практически никакого влияния.
Исследователи признали, что им предстоит еще большая работа по выявлению четкого механизма воздействия окситоцина на социальную адаптированность человека. Ученые уверены, что в результате этих исследований появится возможность помочь людям, страдающим от самых сложных случаев нарушения социализации – от аутизма.