Как вы думаете, что сделает вас более счастливым: новый компьютер или долгожданный отпуск? Исследователи из Университета Корнелл, США задались вопросом: что принесет человеку большее счастье и удовлетворение - новая покупка или новые впечатления? Ответ оказался очевидным. Если вы выбираете между тем, на что потратить деньги - на материальные блага, как например, на компьютер, или личные впечатления, например, отпуск, то вы получите гораздо большее и длительное удовлетворение, если выберете впечатления от отпуска.
Когда людей попросили вспомнить наиболее значимое материальное приобретение или впечатление за последние 5 лет, то они сообщали, что испытывали большую радость от нового впечатления, которое они считали источником длительного удовлетворения и "деньгами, потраченными не напрасно".
На первый взгляд это может показаться нелогичным. В конце концов, когда нам приходится выбирать между тем, чтобы сделать что-то или купить что-то, многие люди выбирают материальные вещи, так как они останутся дольше, чем удовольствие от нового опыта. С каком-то смысле, так оно и есть: материальные вещи длятся дольше, тогда как впечатления быстротечны. Но в психологическом смысле, все как раз наоборот. Мы быстро адаптируемся к материальным благам, а новый опыт продолжает воспоминания, которыми мы дорожим, истории, которые мы можем рассказать, и осознание того, какие мы есть.
Впечатления также приносят больше удовлетворения, так как мы оцениваем их сами по себе, не сравнивая с тем, какие они у других. Представьте, что вы только купили новый компьютер и узнаете, что ваш сосед потратил меньше денег, чтобы купить компьютер, у которого более мощная память, который работает быстрее и у него гарантия дольше. Насколько бы вы расстроились? А теперь представьте, что провели 10 дней в Италии и, возвратившись, узнали, что ваш сосед провел там целых две недели на прекрасной вилле. Возможно, это прозвучит не так приятно, но вы быстрее переживете это. В конце концов, у вас все равно останутся ваши впечатления, ваши фотографии и время, проведенное с близкими, которые вы не продадите за впечатления вашего соседа.
Здесь вступает в силу "эффект вклада", который утверждает, что мы вероятнее оценим что-то выше, просто потому что оно наше. Это правдиво в отношении многих вещей, как например, с детьми, но в особенности по отношению к уникальному опыту. Человек может думать, что его компьютер лучше, чем компьютера соседа, потому что он принадлежит ему, но практически точно будет считать, что поездка в Италию лучше подходила ему, чем соседу, не смотря ни на какие деньги.
Несмотря на то, что многие покупки являются необходимыми и приносят удовлетворение, исследование показывает, что самые большие сожаления по поводу материальных вещей связаны с действием, как например, при покупке чего-то неразумно или импульсивно. В то время как самые большие разочарования, касающиеся опыта, связаны с бездействием, как например, в случае, когда вы не ухватились за возможность провести отпуск, который вам предоставлялся.
Вывод исследователей напрашивается сам: материальные вещи становятся привычными, устаревают или ломаются, в то время как воспоминания имеет долгую гарантию.