Когда-нибудь все машины на дорогах будут связаны друг с другом, они будут обмениваться информацией о движении, связывая нас. Таким образом можно будет избежать столкновений на дорогах и, возможно, аварии станут воспоминаниями прошлого. Но даже если новые автомобили были бы оборудованы такими инструментами завтра, прошли бы десятилетия, прежде чем каждый автомобиль на дороге был бы подключен к беспроводной системе. Исследователи из Массачусетсткого технологического института (MIT) избрали иную тактику - они занялись моделированием человеческого поведения за рулем для создания алгоритмов, которые могут помочь компьютеризированным машинам предсказать поведение водителя-человека.
Чтобы изучить закономерности в вождении человека, команде исследователей впервые пришлось разделить движение транспортного средства на две основные части: ускорение и замедление. Используя бортовые датчики - компьютеризированную интеллектуальную транспортную систему - они сначала определяли положение другого транспортного средства. Количество позиций транспорта на проезжей части может быть любым и каждая из них может длиться разный период времени.
Компьютер оценивает различные факторы и данные о том, где водитель ускоряет или замедляет движение. Все это алгоритм фильтрует, давая неплохое представление о том, куда транспортному средству можно следовать.
Оборудованные бортовыми датчиками, транспортные средства быстро вычисляли территории, где два автомобиля теоретически могут столкнуться. Определяя потенциальные действия второго автомобиля, первый действовал таким образом, чтобы избежать области, где риск столкновения был выше всего.
Для тестирования системы, команда Массачусетского технологического института построила два миниатюрных автомобиля, один из которых был снабжен бортовыми датчиками, другой контролировал человек. Были проведены около ста экспериментов. В результате столкновений удалось избежать в 97 случаях.
Конечно, для большей убедительности все это должно происходить в реальном мире, где больше автомобилей и больше участников - пешеходов и велосипедистов, например. Но эти исследования важны и по другим причинам. Если мы действительно собираемся научиться жить вместе с роботами, мы не только должны знать их следующие движения. В какой-то степени, также и они должны уметь предсказывать наши следующие шаги.