Многие страны мира тратят миллиарды долларов на борьбу с ВИЧ и СПИДом. С одной стороны, нам постоянно говорится о том, как не столкнуться с опасным вирусом. С другой стороны, власти пытаются заставить людей понять, что ВИЧ - положительные люди не опасны. Несмотря на то, что мы живем в век высоких технологий, кажется, что общество застряло где-то в средневековье, когда речь заходит о вопросах ВИЧ и СПИДа. Многие люди предпочитают держаться подальше от ВИЧ – положительных, немало таких, которые полагают, что те, кто заражен ВИЧ/СПИДом, вообще должны быть изолированы от общества.
В настоящее время даже дети знают, что такое ВИЧ, и как он может быть передан. Тем не менее, многие до сих пор содрогаются при мысли о рукопожатии с больным человеком. Страх и осуждение в таком случае часто преобладают над здравым смыслом.
Пилоту Сергею Афанасьеву (имя изменено) пришлось столкнуться с такого рода отношением в 2005 году. Его отстранили от службы после того, как ему был поставлен диагноз ВИЧ - положительный. Афанасьев много лет проработал в качестве пилота во многих авиакомпаниях. В общей сложности с 1989 года он налетал 14609 часов. В 2005 году Сергей начал работать в Аэрофлоте пилотом Ту-154.
Когда Сергея начала сильно беспокоить боль в горле, он был госпитализирован в медицинском центре компании. Результаты анализа крови показали, что у него ВИЧ. Однако, это привело к еще одной серьезной проблеме: его уволили. Компания Аэрофлот, работодатель Сергея, действовала согласно инструкции, в которой говорилось, что граждане, страдающие от СПИДа, не могут быть взяты на работу в качестве пилотов. Сергей не согласился с таким положением дел и подал в суд на своего работодателя. Суд принял сторону ответчика.
В соответствии с законом о предотвращении распространения ВИЧ/СПИДа в России, человек не может быть уволен только потому, что ему был поставлен такой диагноз. Кроме того, подобная инструкция Аэрофлота нарушает нормы Конвенции о международной гражданской авиации.
Однако, чиновники из министерства транспорта настаивали на том, что болезнь Афанасьева представляет опасность для перевозимых им пассажиров, потому что во время полета здоровье пилота может ухудшиться. Адвокат мужчины, тем не менее, убедил суд, что подобные опасения абсолютно беспочвенны.
Афанасьев, не первый и, к сожалению, не последний ВИЧ-инфицированный человек, который столкнулся с таким отношением. Известен случай Светланы Изамбаевы, молодой женщины из Татарстана, которая не могла получить опеку над своим младшим братом после смерти их родителей. У Светланы хорошая работа и счастливая семья, ее единственным недостатком является ВИЧ-инфекция. Ей потребовалось несколько месяцев для того, чтобы получить разрешение на опеку, весь этот период мальчик жил в детском доме.
Многие ВИЧ – положительные люди, сталкиваясь со страхом и отторжением обществом, начинают вести социально активный образ жизни, пытаясь доказать другим людям, что они не опасны. Кроме того, они объединяются в различные группы, чтобы защитить тех, кто подвергался дискриминации. Тем не менее, слишком много таких людей, кто предпочитает "не рисковать вообще", даже если и понимают, что нет никакого риска при налаживании контактов с ВИЧ – положительными людьми.
Страх может заставлять людей совершать немыслимые поступки. В Калининградской области, председатель организации ВИЧ – положительных "Статус Плюс" Светлана Просвирина подала иск о дискриминации в 2009 году. Просвирина и ее коллега заказали такси к зданию центра анти-СПИД. Машина приехала, но как только водитель осознал, каких именно клиентов ему придется перевозить, он тут же уехал. Светлана снова вызвала такси. Оператор ответил: "Это центр СПИДа, там СПИД везде".
В большинстве случаев негативное отношение к ВИЧ-инфицированным демонстрируется взрослыми людьми. Молодежь более толерантна, потому что их понимание СПИДа формировалось на фоне более адекватной информации. Они готовы принять и помочь тем, кто болен. Более старшее поколение все еще боится, поэтому ВИЧ – инфицированные и полностью отвергаются ими.