Звучит странно задаваться вопросом, для чего нужны любовные романы. Мы, как правило, не сильно задумываемся над тем, какое влияние оказывают на нас выдуманные рассказы.
Чаще всего мы думаем, будто читаем их просто для развлечения.
Однако, на самом деле роман – это крупный культурный ресурс.
Роман – это машина по моделированию опыта, "симулятор жизни", который позволяет нам безопасно пережить то, что могло бы быть в реальной жизни и на что в действительности уходят годы.
Без посторонней помощи сила нашей эмпатии и понимания, изолированные от внутреннего мира других людей, очень ограничена из-за отсутствия опыта и постоянной нехватки времени.
Сюжетные линии романов расширяют границы нашего сознания, они позволяют нам вторгнуться во внутренние миры незнакомых людей, разделять с ними их опыт, сталкиваться в реальности с которым нам было бы неприятно.
Вот как нам помогают романы:
1) Они дают нам предостерегающие подсказки
Романы способны дать нам необходимые сигналы. Они предупреждают нас об опасности, в распознавании которой мы не являемся экспертами: куда может привести зависть, что может сделать безразличие, чем чревата похоть.
В романах зачастую прослеживается связь между, казалось бы, незначительными недостатками и ошибками личности и монументальными катастрофами, к которым это может привести. Всё это делается с надеждой на то, что в своих реальных жизнях мы сможем этого избежать.
2) Они показывают, как прогрессирует личность
Выдуманные истории романов показывают нам, как развивается жизнь, демонстрируют триумф над трудностями, процесс человеческого взросления и приобретения мудрости. Авторы проводят нас через жизненные пути различных людей, сопровождающиеся болью, учат, как бороться с проблемами, которые в какой-то степени являются нашими собственными.
3) Они выступают в роли увещевателей
Существует много хороших вещей, с которыми мы, возможно, не сталкивались близко, но через которые можем пройти с помощью книги. Сюжет может показать нам пару, которая поняла, как решить свои проблемы с изяществом и юмором, или отца, который может быть одновременно авторитарным и добрым, или политика, который преодолел тщеславие и племенные интересы.
Суть не в том, чтобы рассказать нам о существовании таких людей, а в том, чтобы объяснить, что проводя время в компании таких людей, у человеческой природы могут развиться все самые замечательные стороны.
Читайте также: Что такое любовь? Мифы и факты о любви
К сожалению, есть немало очень плохих романов, которые не дают нам верного представления о любви. Читая их и столкнувшись с трудностями в отношениях, мы не можем адекватно решить проблему.
Когда отношения переживают не лучшие времена, наши переживания слишком осложняются осознанием того, как нам трудно через это пройти.
Мы не просто страдаем, нам кажется, что через такое не проходит ни один здравомыслящий человек.
Наше отношения к своей собственной любовной жизни в значительной степени формируется согласно традициям написания любовного романа, который торжествует не только в художественной литературе, но и в музыке, фильмах, на телевидении.
Искусство повествования любовного романа невольно выстроило дьявольский шаблон ожиданий того, какими должны быть отношения, в свете которого наши настоящие жизни часто выглядят крайне печально и неудовлетворительно.
Мы чувствуем себя разбитыми в значительной степени от того, что сильно подвержены строящимся вокруг мифам. В чём же различия между правильными и неправильными образцами любви в литературе? Назовём "неправильный" роман любовным, а "правильный" - классическим.
Любовные романы: нереальность происходящего
Сюжет
Любовный роман: в типичном любовном романе вся драма развивается вокруг того, как образуется пара. Как таковое понятие "любовная история" отсутствует, всё сконцентрировано на том, как любовь начинается.
Всевозможные препятствия спрятаны на пути рождения любви, и интерес заключается в том, чтобы проследить, как герои будут их преодолевать. Речь идёт и о различных недоразумениях, и о невезении, и о предрассудках.
Читайте также: Что делать, если чувства начинают угасать?
Также формированию отношений могут мешать война, наличие соперника, страх близости, застенчивость и т.д. Но, в конце концов, после всего, хорошие люди всё-таки соединяются в пару. Любовь начинается, а роман на этом заканчивается.
Классический роман: этот более мудрый и интересный жанр знает, что реальная проблема заключается не в том, чтобы найти партнёра, а в том, чтобы находить правильные подходы друг к другу во время совместной жизни.
Классический роман прекрасно знает, что начало отношений – это вовсе не самая высокая романтическая точка, это лишь первый шаг в гораздо более длинном и героическом путешествии. На это и направляется всё внимание читателя.
Работа
Любовный роман: у героев есть работа, но в целом она оказывает очень незначительно влияние на психику человека. Работа будто проходит где-то в другом месте. То, чем человек занимается в жизни, не обозначается как важный пункт понимания любви.
Классический роман: здесь мы видим, что работа, на самом деле, это огромная часть нашей жизни, которая, безусловно, накладывает отпечаток на формирование наших отношений. Независимо от нашего расположения духа, работа – это стресс, который генерирует довольно большое количество проблем в отношениях в паре.
Любовные романы против классических: мифы и реальность
Дети
Любовный роман: дети получаются не по плану, они – сладкие символы взаимной любви. Они редко плачут, занимают мало времени, и, как правило, мудры, демонстрируя необыкновенный интеллект.
Классический роман: мы видим, что отношения принципиально ориентированы на воспитание детей. Одновременно с этим дети ставят пару в трудные условия. Они убивают страсть, в результате которой и были рождены. Жизнь описывается такой, какая она есть: быт и повседневность.
Игрушки в гостиной, кусочки курицы под столом, и отсутствие времени на разговоры. Все всегда уставшие. И это тоже любовь.
Бытовая жизнь
Любовный роман: мы получаем лишь смутное представление о том, кто занимается домашними делами. Это кажется не таким важным, как сами отношения. Домашнее хозяйство отнимает много сил, и люди, которые уделяют этому слишком много времени, как правило, недовольны своими отношениями.
Мы вряд ли узнаем, что думают пары относительно выполнения работы по дому.
Классический роман: здесь отношения рассматриваются как институт, а не строго как эмоции. Часть отношений – это способность двух людей функционировать как совместная экономическая система для того, чтобы поднять на ноги следующее поколение.
Это вовсе не банально. Это важно. В некоторых случаях можно даже говорить о героизме.
Интимная близость
Любовный роман: любовь и близость тесно связаны друг с другом. Кульминацией любви считается акт соития. Измена, с точки зрения любовного романа, это нечто невообразимое, потому что когда человек нашёл своего партнёра, он не может быть неверным.
Классический роман: здесь всем известно, что долгосрочная любовь создаёт не самые лучшие условия для интимной близости. Классические романы не объединяют любовь и близость в одно целое. Эти темы в жизни часто расходятся.
Поэтому зачастую проблемы сексуального характера сами по себе не говорят о том, что отношениям пришёл конец.
Совместимость
Любовный роман: в этом случае сюжет заботится о том, чтобы проследить наличие или отсутствие гармонии между душами главных героев. Основная задача в нашей жизни – это найти кого-то, кто будет полностью нас понимать и от которого у нас не будет никаких секретов.
Любовный роман полагает, что главное – это найти свою вторую половинку, своего духовного близнеца. Любовь – это не работа, не труд, а инстинкт, чувство таинственное и неизведанное.
Классический роман: сюжет построен на понимании того, что никто никогда никого до конца не понимает. Секреты должны быть, будет одиночество и должны быть компромиссы.
Мы должны учиться, как поддерживать хорошие отношения, какие навыки для этого нужны, и что любовь – это не просто данный природой шанс.
Подводя итоги, можно сказать, что любовный роман – это полностью бесполезная вещь. Мы привыкли судить себя, основываясь на надеждах и ожиданиях вводящей в заблуждение окружающей среды любовного романа.
По нашим меркам, собственные отношения почти всегда неправильные и не приносят нам удовлетворения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что развод становится неизбежным.
Такие романы не должны издаваться, или же мы должны просто фильтровать то, что читаем: интересные истории о прогрессе отношений, об урегулировании проблем. Романы должны показывать нам пути решения трудностей.