Вы получаете телефонный звонок. За пару секунд вы определяете знаком вам голос или нет, какого пола и возраста звонящий, а также его настроение: нервный, счастливый, несчастный, равнодушный и т.д.
Чтобы собрать всю эту информацию, услышав один только голос, по обе стороны мозга мобилизуются нейронные цепи. Ответственные за распознавание речи цепи находятся в правом полушарии мозга, в то время, как те, которые расшифровывают смысл услышанного, расположились в левой его части. Ранее полагалось, что эти два модуля работают независимо друг от друга, то есть один отвечает за "кто", а второй за "что".
В этом году группа исследователей в Массачусетском технологическом институте, работая с людьми, страдающими от дислексии, опровергла теорию независимости функционирования этих двух частей мозга. Дислексия всегда описывалась как результат дефекта в работе сенсорных или когнитивных процессов. Нейрофизиологи впервые продемонстрировали, что, помимо прочего, дислексия – это еще и фонологические проблемы распознавания голосов.
Они сравнили людей с многолетней историей дислексии со здоровыми людьми (контрольная группа), причем возраст, уровень образования и интеллектуальные способности были примерно одинаковыми у всех. Каждого обучали распознавать голоса, которые они раньше не слышали.
Когда неизвестный голос говорил по-английски, который был родным языком всех участников, люди с дислексией справлялись с заданием лишь в 60 процентах случаев. Когда голос говорил слова, которые совпадают по звучанию на многих языках, к примеру "мандарин", то разницы между дислектиками и контрольной группой исчезала.
В отличие от обычных людей, страдающие дислексией не обладали навыками распознавания речи и голоса на родном языке. Трудности в идентификации голосов – это новое открытие о дислексии, которое не может быть объяснено наличием проблем с обучением или со слухом.
Почему наш мозг работает таким образом?
Авторы отвечают на этот вопрос наличием исторических и эволюционных корней. "Растущая сложность социального мира создала селективное давление на мозговые механизмы, чтобы интегрировать, а не изолировать полученную из окружающей среды информацию. Эта функциональная интеграция информации (социальная цель) с содержанием сообщения (лингвистическая задача) обеспечивает человека максимальными знаниями о том или ином социальном действии".
Если они правы, означает ли это, что умы младенцев работают одинаково?
7-месячный ребенок может распознавать только голоса на родном для него языке. Ребенок не понимает разницу между голосами, говорящими на чужом языке. Поскольку дети в этом возрасте еще не знают слов, то трудности, возникающие с распознаванием «иностранных» голосов связаны не с непониманием, а с отсутствием воспоминаний. Эти характеристики позволяют предположить, что мозг ребенка хранит подробную информацию о последовательности звуков, которые он часто слышит от близких людей.
Когда дети в возрасте 7 месяцев слушают иностранную речь, они ведут себя также, как взрослые с дислексией, не распознающие голоса на родном языке. В возрасте 9 месяцев они начинают учить иностранные слова, если они постоянно находятся в контакте с человеком, говорящим с ними. В этом возрасте, если им нужно сделать определенный выбор между человеком, говорящем на родном языке и на иностранном, то выбор будет в пользу первого.
Эти наблюдения показывают, что социальное взаимодействие влияет на то, как мозг ребенка обрабатывает язык. Дети, судя по всему, рождаются предрасположенными к обучению посредством социальной интеграции и получения лингвистической информации.
Теперь ученым предстоит выяснить, как мозговые центры, расположенные в разных полушариях, передают друг другу информацию таким образом, что активация одной области автоматически приводит в действие другую.