Считаете, что День Сурка впервые стали отмечать в городе Панксатони, штат Пенсильвания? Это не так! Предлагаем вам узнать о том, откуда же появился обычай отмечать этот день.
Древние календари
Много тысяч лет назад, люди античного мира поняли, что самый короткий день в году наступает в конце декабря, а самый длинный – в конце июня. С тех пор эти дни называются днями зимнего и летнего солнцестояния. Те дни в году, которые равны ночи – их также два – в марте и сентябре – называются весенним и осенним равноденствием. Все древние календари были основаны на этих четырех важных днях года. В некоторых частях мира люди выделили средние дни между солнцестояниями и равноденствиями. На Британских островах отмечали день, который был серединной точкой между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Люди заметили, что в этот день, независимо от погоды, начинали появляться признаки пробуждения жизни, начинала проклевываться трава, прекращались зимние шторма, рождались ягнята и телята, грызуны начинали строить свои гнезда, а жаворонки начинали громко петь.
Языческое происхождение
Древние кельты в Ирландии посвятили этот средний между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием день богине Бригите, которую ассоциировали с мудростью, поэзией, целительством и кузнечным ремеслом. Согласно мифу, богиня Бригит родилась на восходе солнца, когда ее мать-рабыня несла молоко своему хозяину и переступала порог его дома. Подобным образом этот день, который в кельтском календаре выпадал на 1 февраля, является "сезонным порогом" и сигнализирует о приходе весны. Праздник весны был назван Имболк или Оимелк, что означает "овечье молоко". Это название ассоциируется с рождением ягнят и других домашних животных. Согласно поверью кельтов, если в этот день было солнечно и ясно, вторая половина зимы будет холодной и суровой. Именно эту идеи взяли за основу те, кто придумал праздновать День Сурка.
Христианское происхождение
Уже к 4 веку нашей эры христиане в Иерусалиме отмечали обряд очищения девы Марии – 2 февраля – на 40-й день от рождества Христова. В 5 веке христиане ввели традицию зажигать свечи в этот день. 2 февраля священнослужители благословляли свечи – символы Христа и света – и распространяли их среди верующих, которые помещали их возле окон своих домов. Этот важный для христиан праздник стал называться Сретение Господне. Христиане также пристально наблюдали за погодой в этот день, так же, как и кельты.
Варианты Старого Света
С распространением христианства в Европе старые традиции язычников смешивались с новыми христианскими обрядами. Старые поверья, что по погоде в первый день февраля можно предсказать длительность зимы, перемешались с христианскими обычаями. В Шотландии говорили, что "Если в день Сретения ясно и солнечно, в году будет две зимы". Старинная английская поговорка гласит, что "если Сретение будет ясным, следует ждать, что зима придет еще раз, а если на Сретение облачно и дождливо, зима быстро закончится". Таким же образом в Германии тевтонцы верили, что если Сретение будет солнечным, зима продлится еще 6 недель. В это время тевтонцы также следили за животными, которые просыпались после зимней спячки, например, барсуками и сурками. Если они появлялись к этому времени, значит скоро весна. В конечном итоге две традиции были совмещены. Если барсук или сурок отбрасывал тень, то есть на улице было ясно, значит, зима продлится еще 6 недель.
Американское происхождение
Когда немецкие переселенцы появились в Америке в 18-м веке, они привезли с собой традиции Старого Света относительно Сретения, включая поверье, что если просыпающиеся после спячки животные видят свою тень 2 февраля, значит, зима продлится еще 6 недель. Немецкие поселенцы в Пенсильвании, которые называются пенсильванские немцы, обнаружили сурков, которые обитали в этих местах. Эти зимоспящие животные могли выступать в роли предсказателей так же, как это делали барсуки и сурки в их родной Германии.
Первое упоминание об американском Дне Сурка появилось 4 февраля 1841 года и было зафиксировано лавочником из Пенсильвании Джеймсом Моррисом. В своем дневнике он писал: "В прошлый четверг, 2 февраля, было Сретение Господне, в день, когда согласно немцам, сурок выглядывает из своего зимнего убежища и если он видит свою тень, он отправляется спать еще на 6 недель, но если день пасмурный, он остается, потому что погода до конца зимы будет теплой".
Появление праздника в Панксатони
Сурков держали в большом почете в городе Панксатони, Пенсильвания, еще до того, как туда прибыли белые переселенцы. Название Панксатони означает "город мошек", его основали делаварские индейцы в 1723 году. Делаварцы считали, что сурки являются их дальними родственниками. Это поверье было основано на мифе о сотворении мира, который говорил о том, что люди рождались вначале в виде животных глубоко под землей и через сотни лет выходили на поверхность в качестве людей.
2 февраля 1886 года издатель The Punxsutawney Spirit опубликовал статью о группе друзей, которые отправлялись на поиски сурков в леса в день Сретения Господня. На следующий год все стали называть этот день "Днем Сурка".
Первый официальный путь в лесистую местность рядом с городом держался в тайне, а населению сообщили лишь о том, какой прогноз сделал сурок. Этого сурка назвали Панкссутонский Фил, и по легенде именно он делает прогнозы каждый год, начиная с первого официального Дня Сурка в 1887 году. До 1966 года Панкссутонский Фил делал свои прогнозы, не показываясь на публике, а официальной церемонии не проводилось. После выхода фильма 1993 года "День Сурка" Харольда Рэмиса, Панкссутонский Фил стал известен всему миру, а на следующей церемонии в Панксатони собралось около 30 тысяч людей.