Знаменитый римский монумент, бронзовая статуя волчицы в натуральную величину, которая кормит грудью двух маленьких человечков на 1700 лет моложе самого города Рима, как подтвердили недавно римские официальные власти.
Являясь частью экспозиций Капитолийских Музеев в Риме, метровая бронзовая волчица является одним из важнейших произведений искусства и находится в отдельной, посвященной ей комнате. Новые исследования опровергают мнение о том, что скульптура была признана первыми жителями Рима, как символ их города.
"Новые данные дают понять, что скульптура была сделана между 1021 и 1153 годами", - сказал Лучио Калкагниле (Lucio Calcagnile), который провел радиоуглеродные тесты в Центре датировки и диагностики при Университете Саленто.
Скульптура изображает волчицу, которая вскормила Ромула, легендарного основателя города, и его брата-близнеца Рема после того, как они были брошены в корзине в реку Тибр. Она получила название "Lupa Capitolina" ("Капитолийская волчица") и была передана музею Папой Сикстом IV в 1471 году.
Считалось, что скульптура была создана этрусской мастерской в 5 веке до нашей эры, либо она является творением этрусского скульптора Вулка Веий и была изготовлена в 6 веке до нашей эры.
Считающаяся археологическим символом Рима, таким же значимым, как Колизей, Базилика Святого Петра или фонтан Треви, Капитолийская волчица использовалась в качестве символа Олимпийских игр в Риме в 1960 году и является самым популярным прототипом для сувениров, которые привозят домой туристы, посетившие город.
Ее недоверчивая поза и поднятые брови нравились Бенито Муссолини, фашистскому диктатору, который считал себя основателям Нового Рима.
Ученые уже давно определили, что фигуры Ромула и Рема были добавлены к статуе в период Возрождения, для лучшей иллюстрации легенды об основании Рима. Связь скульптуры с античностью не обсуждалась серьезно до 1997 года, когда ее стали реставрировать.
Реставратор Анна Мария Карруба (Anna Maria Carruba) заметила, что волчица была создана из цельного куска металла, а эта техника стала применяться только в Средние века.
Древние бронзовые скульптуры делались частями, которые затем сваривались. Впервые использованная греками, а затем перенятая этрусскими и римскими художниками, эта техника в основном заключалась в отливании отдельных частей скульптуры, а затем соединении их вместе с помощью бронзового материала.
После долгих споров римские власти решили провести более детальный анализ, чтобы развеять все сомнения.
Исследователи выделили, проанализировали и датировали с помощью радиоуглеродного анализа образцы литья. Результаты показали с точностью 95,4 процента, что скульптура была создана в 11-12 веках нашей эры.
Ученые выдвинули предположение, что это средневековая копия древней этрусской скульптуры. Впервые связь с этрусками заметил в 18-м веке немецкий историк искусств Иоганн Иохим Винкельманн, основывая свои предположения на том, как был представлен в скульптуре мех волчицы.