Видео игры перед сном могут дать человеку власть над своими сновидениями. Эта возможность формировать альтернативную реальность сна, конечно, не совпадает с тем, что мы видим в голливудских фильмах, таких как «Матрица», но, тем не менее, она может помочь побороть ночные кошмары или даже психические травмы.
"И сон, и видеоигра представляют собой альтернативные реальности", - говорит Джейн Гакенбах (Jayne Gackenbach), психолог университета в Канаде. Но она подчеркнула, что если сновидения биологически формируются из человеческого разума, то видеоигры технологически обусловлены компьютерами и игровыми консолями.
"Если вы тратите несколько часов в день на нахождение в виртуальной реальности, то это ничто иное как практика", - продолжает она. "Геймеры привыкают управлять своей игровой средой, эту же способность они переносят на свои сны".
Гакенбах впервые заинтересовалась видеоиграми в 1990-х годах. До этого она занималась изучением осознанных сновидений, в которых люди полностью понимали, что находятся во сне. Исследователь отмечает, что за прошедшее десятилетие она сделала немало интересных выводов, однако, окончательно пока ничего не доказала.
Куда приводят сны
Несколько интригующих параллелей между осознанными сновидениями и видеоиграми впервые появились, когда Гакенбах изучила предыдущие исследования игр. Оказалось, что и любители видеоигр, и те, кто видят осознанные сновидения, обладают лучшими пространственными навыками. Также обе группы людей продемонстрировали высокий уровень внимания и концентрации в любом виде деятельности, будь то медитация или бои с виртуальными врагами.
Этот факт и заставил Гакенбах заняться наблюдением за снами как любителей компьютерных игр, так и обычных людей. Она начала с двух исследований, опубликованных в 2006 году. Первое исследование показало, что люди, которые чаще сообщали об осознанных сновидениях, видели себя вне своих тел, и могли сами менять характер сна и окружающую их обстановку – это именно то, что могут делать геймеры.
Второе исследование сузило неопределенность, изучив сны, которые снились участникам накануне, и сосредоточилось больше на геймерах. Было установлено, что осознанные сновидения среди геймеров – это вполне распространенное явление. "В первый раз мы просто опрашивали людей о том, как часто они видят осознанные сновидения, оглядываясь на свою жизнь и делая какие-то выводы", - говорит она.
Освоение мира кошмаров
Обнаружение осведомленности и определенного контроля над своими снами среди геймеров было одной задачей. Но Гакенбах также хотела знать, оказывают ли влияние видеоигры на кошмары, основанные на теории "угрозы моделирования", предложенной финским психологом Антти Ревонсуо (Antti Revonsuo). Ревонсуо предположил, что сны могут имитировать угрожающие ситуации в реальной жизни. Такие кошмары могут помочь организму отточить свои навыки в выдуманной среде, а в идеале подготовить человека к функционированию в реальной жизненной ситуации.
Чтобы проверить эту теорию Гакенбах провела свое исследование, в результате которого она выяснила, что страшные кошмары превратились в своего рода "удовольствие" для геймеров. "С любителями игр происходит что-то необъяснимое", - говорит она. "В своих кошмарах они не убегают, они идут навстречу злу и сопротивляются, они слишком агрессивны".
"Если посмотреть на общий уровень агрессии, то в снах геймеров ее меньше, однако, если она появляется, то выплескивается полностью".
Нет страху
Полученные данные об агрессии геймеров вдохновили Гакенбах на проведение новых исследований. Она подумала, что если игры могут выполнять защитную функцию против кошмаров, они могут помочь ветеранам войн, которые страдают от посттравматических расстройств. "Я не думаю, что кто-то изучал защитную функцию игр, однако, в этом есть смысл, даже несмотря на то, что это пока только гипотеза".
Психологи говорят о том, что кошмары являются одним из главных симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), при этом исследования показали, что кошмары преследуют 71-96 процентов людей, страдающих от ПТСР. Среди обычных людей только 3-5 процентов сообщали о кошмарах.
Тренажеры по виртуальной реальности уже использовались, чтобы помочь пациентам с ПТСР постепенно приспособиться к обычной жизни. Если догадка Гакенбах верна, то видеоигры также помогут таким людям справиться с кошмарами.