Любители текстовых сообщений, будьте осторожны: люди склонны при такой форме общения лгать в большей степени, нежели при других, предполагает новое исследование.
В нем приняли участие 170 студентов Университета Британской Колумбии (University of British Columbia). При ролевой игре участники исследования общались лицом к лицу, через видеосвязь, аудиоканалы либо посредством текстовых посланий. Исследователи рассказали студентам, взявшим на себя роль "брокера", что их денежные вознаграждения будут зависеть от того, сколько акций они продадут студенту "покупателю". Покупателей, с другой стороны, оповестили, что они получат денежное вознаграждение на основе определения стоимости акций, которые они купят.
В начале ролевой игры исследователи сообщили брокерам, что курс акций потеряет половину своей стоимости прежде, чем они передадут их потенциальным покупателям. Эти, в свою очередь, ничего не знали об этом факте, притом что после они должны были отчитаться перед экспертами, как часто брокеры им лгали, скрывая информацию.
Как выяснилось, покупатели сообщили, что были обмануты посредством текстовых сообщений чаще, чем при помощи других формах общения. Может показаться удивительным, но брокеры были наиболее правдивыми о качестве акции, если они продавали ее в видео-чате, превзойдя даже показатели сделок лицом к лицу.
"Наши результаты подтверждают, что чем анонимнее технологии, тем больше шансов, что человек будет морально слабее", - отметил соавтор исследования профессор из Университета Британской Колумбии Карл Акино (Karl Aquino).
Общение посредством текстовых сообщений не позволяет человеку передать эмоциональные сигналы, которые бы предупреждали о двуличном поведении. В то время, как видеочат, предполагают исследователи, имеет так называемый эффект "центра внимания", когда человек в большей степени может подавить в себе склонность к нечестности.
Практическое значение результатов исследования, по мнению ученых, к примеру, в том, что покупая на таких сайтах, как eBay человеку лучше поговорить с продавцами в видео-чате, чтобы убедиться, что он получает самую точную и правдивую информацию о продукте.
Исследование будет опубликовано в мартовском выпуске 2012 года журнала Business Ethics.