В кинопрокате давно отгремела премьера последней части саги о Гарри Поттере – "Гарри Поттер и дары смерти: Часть II", но это не помешало американским исследователям провести интересный опрос среди истинных поклонников не только этого фантастического кинофильма, но и среди всех любителей многосерийных киноэпопей. Оказалось, что киноманам последняя часть о приключениях Гарри Поттера понравилась больше предыдущих частей фильма. Изучив мнение кинолюбителей и насчет многих других произведений киноиндустрии, исследователи из Мичиганского университета (University of Michigan) пришли к выводу, что людям, почти всегда, нравятся именно концовки многосерийных киноэпопей – особенно, если для главных героев там все заканчивается хорошо. Именно по этой причине, считают ученые, многие моменты из последней серии кажутся более эпическими, красочными и масштабными.
Ученые обнаружили, что данное исследование можно смело переложить на любые события нашей жизни. Иными словами, если что-то произошедшее в определенный период нашей жизни (что-то очень плохое, негативное и, даже, болезненное) заканчивается на позитивной ноте, люди склонны считать все пережитое весьма полезным и хорошим опытом. Чтобы подтвердить свою теорию, Эд О'Брайен (Ed O'Brien) , выпускник психологического факультета Мичиганского университета и Феба Элсворт (Phoebe Ellsworth) , профессор психологии из этого же учебного заведения, провели исследование, в котором участвовало 52 студента.
Само исследование выглядело на редкость просто – студентам давали пробовать шоколад. Для этого психологи приготовили пять сортов этого лакомства – молочный шоколад, черный, кремовый, карамельный и миндальный. Участников эксперимента угощали шоколадом и просили описывать вкус каждого вида этой сладости. Сами же исследователи записывали впечатления студентов в том порядке, в котором они их излагали. Шоколад же пробовался в случайном порядке. После каждого съеденного куска, исследователи объявляли очередному едоку шоколада – "Вот твой следующий кусок шоколада". Выборочно, лишь некоторым "дегустаторам" психологи после вручения пятого, последнего куска шоколада, объявляли – "Это твой последний кусок шоколада".
Как и ожидалось, почти всем студентам, которым сообщали, что съеденный ими кусок шоколада был последним, больше всего нравился именно этот кусок, невзирая на то, в каком порядке они пробовали представленные виды лакомства. Фактически, каждый из студентов признался, что ему больше всего понравился последний съеденный ими кусок – даже те студенты, которые не знали, что он окажется последним, так как им его давали, как очередной. Все испытуемые сообщили, что получили удовольствие от участия в эксперименте, однако те, которым объявлялось, что они съедают последний кусок, эксперимент понравился больше других.
Несмотря на всю забавность эксперимента, О'Брайен отметил, что результаты исследования могут иметь далеко идущие последствия. К примеру, теперь наверняка нельзя будет сказать, насколько объективными бывают критики на каком-нибудь кинофестивале, жюри на каком-нибудь конкурсе или судьи, на каком-нибудь телевизионном шоу, которые вручают главный приз именно последнему фильму, команде или участнику. Быть может, причина лишь в том, что он – последний?