В мире скрипок такие имена, как Страдивари и Гварнери являются священными. В течение трех веков, скрипичные мастера и ученые изучали инструменты, сделанные этими итальянскими мастерами. До сих пор никто не знает, что делает звук их инструментов таким особенным. Но в новом исследовании утверждается, что возможно никакой разницы и вовсе нет.
Недавно, команда ученых решила выяснить, есть ли разница между обычной скрипкой и скрипкой Страдивари. Они собрали профессиональных скрипачей в гостиничном номере в городе Индианаполисе в США. Команда располагала 6-ю скрипками: две скрипки Страдивари, одна скрипка Гварнери и три современных инструмента. Каждому скрипачу надели темные очки, чтобы они не могли видеть скрипки. Участникам сказали, что им представят великолепные скрипки, и, по крайней мере, одна из них является скрипкой Страдивари. Музыкантам нужно было сыграть на инструментах и вынести свой вердикт.
Двойной слепой метод: можете ли выбрать скрипку Страдивари?
Джозеф Куртин (Joseph Curtin), скрипичный мастер из Мичигана, который также является одним из исследователей, заявил, что не было никаких доказательств того, что музыканты понимали, на чем они играли. Это по-настоящему удивило исследователей. Из 17 скрипачей, которых попросили выбрать скрипку Страдивари, семеро не смогли этого сделать, еще семеро сделали неправильный выбор, и лишь трое правильно указали на скрипку известного мастера.
Клаудия Фриц (Claudia Fritz), акустический физик из французского Национального центра научных исследований, которая разработала эксперимент, утверждает, что этот тест был более строгим, чем предыдущие, так как это было "двойное слепое" исследование, то есть никто не знал каким был инструмент. Это исключает предвзятость, которая возникает, когда музыкант знает о том, что инструменту уже 300 лет, или на нем играет известный скрипач.
К тому же в эксперименте участвовали опытные скрипачи, а не слушатели. Некоторые участники утверждали, что уверенны в том, какая скрипка являлась новой, а какая старой итальянской, однако их выбор был ошибочным.
Когда исследователь спросила музыкантов, какую бы скрипку они взяли с собой, почти две трети выбрали ту, что оказалась новой. То же самое было выявлено и в экспериментах с другими музыкальными инструментами, и никакой согласованности не наблюдалось.
На вкус и цвет товарищей нет
На самом деле, единственной статистически очевидной тенденцией в выборе стал факт того, что одна из скрипок Страдивари стала наименее предпочитаемой, а одна из современных скрипок пользовалась чуть большей благосклонностью.
И тут возникает вопрос, что же искали специалисты, изучающие старые скрипки в течение многих лет, которые просмотрели все до мельчайших деталей, начиная от дизайна, дерева, до лакового покрытия и даже клея? Если никто не может услышать разницы, то какой во всем этом смысл?
Исследователи объяснили, что возможно нужно сфокусироваться на людях, а не на инструменте.
"Люди смотрели на скрипку и пытались понять, как она вибрирует, какие механизмы лежат за этим, но никто не принимал во внимание человеческий фактор,"- заявляет Клаудия Фриц.
В то же время Джозеф Куртин, который провел много лет, пытаясь разобраться в качестве старых инструментов, не унывает, узнав о результатах. Если новые скрипки становятся лучше, это не значит, что старые стали хуже. Вопрос состоит в том, можно ли тот же звук извлечь из нового инструмента, также, как из старого? Старые итальянские скрипки действительно звучат великолепно, но необязательно лучше или иначе, чем новые. Все зависит от слушателя.
Ученые считают, что исследование делает упор на тот факт, что то, что люди считают особенным, может оказаться не таким уж особенным, если не знать об истории создания.